В минской школе появилась лаборатория, где дети наблюдают за появлением на свет перепелят
Уникальный пилотный мини-проект «Рождение жизни» реализует Центр экологического воспитания и развития на базе столичной средней школы № 46. Как учащиеся зеленых классов познают природные процессы, узнали корреспонденты агентства «Минск-Новости».
В 46-й школе учатся около 160 зеленоклассников. Это ребята из 1–4 классов, которые захотели посещать дополнительные занятия по изучению природы. Для них в холле школы оборудовали лабораторию, в которой можно вживую увидеть процесс появления на свет птенцов.
– Несколько десятков маленьких перепелят уже вывелись, ожидаем еще пополнение. Подготовительный этап длился 1,5 месяца и включал калибровку и обкатку учебных инкубаторов, инкубацию перепелиных яиц, подготовку брудеров (специальных ящиков, в которых живет выводок. – Прим. авт.) и оснащение мобильной детской лаборатории. Заключительный этап проходит с 18 по 22 декабря в средней школе № 46 г. Минска. Каждое утро устанавливаю в лаборатории все инкубаторы и брудер, а вечером убираю. В течение дня у детей есть возможность наблюдать за инкубацией яиц и за перепелятами, которые уже вылупились, – ввел в курс работы мини-проекта директор Центра экологического воспитания и развития Руслан Шайкин.
Инкубаторы, разработанные центром, Р. Шайкин сделал сам из пластиковых салатников из обычного супермаркета. Внутри – гнездо из сена, условия приближены к натуральным. Чтобы птенцы вылупились, яйцам требуется особая температура, также есть определенные условия по влажности. Потому в инкубаторах есть датчики температуры, помогающие следить за тем, чтобы она оставалась оптимальной. Если вдруг произойдет сильный нагрев, сработает термостат и лампы отключатся.
– Главная идея не в том, чтобы собрать популяцию птенцов, а чтобы показать ребятам, как пернатые появляются на свет, – подчеркнул орнитолог.
В мини-проекте задействованы домашние перепелки английской породы. Несмотря на одомашненность, эти птицы сохранили природные инстинкты, причем, довольно любопытные. Например, чтобы выйти из яйца, они не просто проклевывают скорлупу, а как будто выгрызают клювом крышечку в ней, открывают ее и являются миру.
– Как будто консервным ножом жестяную банку открывают! – сравнил кто-то из ребят.
– Как лунтик! – привела свое сравнение одна из первоклассниц, заглянувших в лабораторию из любопытства.
Ее одноклассник тоже не прошел мимо, ребенка буквально очаровали птенцы в брудере. Спрашиваем, видел ли он перепелят раньше.
– Я только яйца от них ел, – откровенно признался малыш.
Лаборатория вызывает у мальчика восторг. Говорит, уже попросил маму, чтобы записала его в зеленый класс.
Тем временем начинается занятие у тех, кто уже стал зеленоклассником. Второклашки тут же устремляются к брудеру. Он, кстати, сделан из обычного ящика. Таким образом упаковка получила вторую жизнь. В одном из углов брудера висит лампа: если становится холодно, птенцы группируются под ней, если жарко – уходят в другую сторону.
– Видите, птенцы пирамидкой ложатся друг на друга, чтобы согреться быстрее, – обратил внимание учеников Р. Шайкин.
А затем рассказал, как перепелята появляются на свет. В среднем птенцы в инкубаторе вылупляются за 16-17 суток, но могут появиться на свет как чуть раньше, так и попозже. Желтыми пушистиками они становятся буквально через пару часов после рождения, как только обсыхают. Перепелки относятся к тому типу пернатых, которые сразу после вылупления могут передвигаться и питаться самостоятельно. Растут они довольно быстро. К примеру, эти птенцы, которым сейчас всего несколько дней отроду, уже в конце января сами станут нести яйца.
У детей масса вопросов. Могут ли вылупиться птенцы из яйца с двумя желтками? Почему перепелята гребут лапками, когда едят? На познавательном уроке зеленоклассники не только получают ответы на них, но и учатся по внешнему виду отличить яйца японского перепела от европейского.
Директор Центра экологического воспитания и развития подчеркивает, что такой мини-проект может быть и в других учреждениях образования Минска, где активно реализуется городской проект «Зеленые классы белорусской столицы», – по заявке от администрации школы или гимназии.
Да и не только такой. Из далеко идущих идей Р. Шайкина и его коллег – вывести в подобных условиях золотых и алмазных фазанов, а также павлинов.
– Необычные мини-проекты зеленоклассников создают условия для более яркого и эмоционального познания загадочных явлений природы, что способствует эффективному экологическому воспитанию нового поколения минчан, – убежден собеседник.
Фото Марии Журавель
Смотрите также: