В парке им. Я. Купалы в ходе реконструкции обнаружены старинные фундаменты и предметы быта. Какая судьба их ждет
Пока строители в рамках реконструкции копают в парке им. Я. Купалы траншеи для замены инженерных сетей, ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Янки Купалы Павел Королев буквально под ногами находит артефакты из прошлого и бережно собирает их. Он рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своих находках.
— Находки XIX–XX века — типовые, но, учитывая, что здесь стояли дома Купалы, Луцкевичей, баня Плавского, имеют мемориальную ценность. Их можно демонстрировать в музее, поскольку есть вероятность, что эти вещи принадлежали известным историческим личностям, — говорит Павел и показывает три коробки, наполненные раритетами. — Когда что-то нахожу, отмечаю, где именно вещь лежала. Например, эти фрагменты печных изразцов, плитки, металлические завесы, замок, бутылки обнаружены возле бани.
На месте дома Янки Купалы и рядом с ним найдены наиболее ценные экспонаты: кусок печного изразца с клеймом минской дореволюционной гончарной мастерской Александра Полляка, осколки горшка времен белорусизации с надписью: «Вылучэнец Пухавіцкага р-ну», изысканная бутылочка для парфюмерии, а также стеклянные бутылки с узорами и без для напитков. Некоторые из них экскурсовод датирует 1920-ми годами, но есть и дореволюционные. Немало найдено и осколков от посуды: чайников, кружек, тарелок, сахарницы, пепельницы… Есть даже угольки.
— На третий день войны в этот район попали немецкие бомбы, и все постройки сгорели. Эти угли — напоминание о страшной трагедии, — отмечает научный сотрудник.
С особым трепетом он показывает и глиняные черепки, датируемые, предположительно, концом XVI — началом XVII века.
Многие находки еще не очищены и хранятся в нескольких пакетах. Собраны в мешки и камни от старой брусчатки.
— Ими можно выложить маленькую тропинку, ведь по этим камням ходил сам Купала, — поясняет П. Королев. — Хочется сохранить как можно больше вещей для истории. Находки должны войти в фонд музея.
Раскопали строители и старинные фундаменты зданий. Части красных кирпичных стен виднеются из-под земли, рядом лежат старые металлические рейки и детали, кости животных. Тут же установлены новые колодцы и трубы.
— Сначала открылись фундаменты возле реки, а позже — за зданием музея. По моим данным, они могут принадлежать только бане Плавского или дому Луцкевичей, — указывает экскурсовод на последние раскопки. — Известно, что к бане Плавского в 1894 году провели центральный водопровод, но она могла работать и без него еще раньше. О строении сохранилось немало историй. Сам Купала ходил сюда париться, ведь его дом стоял буквально напротив. Пимен Панченко вспоминал, что он с молодыми писателями ходил в баню чаще, чем нужно, чтобы увидеть Песняра у его дома. Баня простояла до 1950-х, а потом ее снесли. Немало историй связано и с семьей Луцкевич. Братья Иван и Антон — основатели белорусского национального движения, известные личности. Уверен, когда-нибудь в Минске им поставят памятник, а на месте их дома будет музей. В 2018 году уже установлен мемориальный камень недалеко от места их дома.
Павел Королев считает, что фундаменты стоит обязательно сохранить и оставить открытыми. Письма с соответствующими просьбами он направил в Министерство культуры, Мингорисполком, Институт истории НАН.
— Многие минчане думают, что здесь всегда был парк, но на самом деле он появился только после войны. До нее район был плотно застроен частными домами, проходили несколько улиц и конка. Тут жили не только семьи Купалы и Луцкевич, но и литератор Владислав Чаржинский и его жена Геня Плавник — сестра Змитрака Бядули, художник Дмитрий Полозов, написавший прижизненные портреты классиков литературы, — рассказывает собеседник. — Поэтому важно показать людям эти фундаменты, чтобы они знали историю своего города. Я предложил оставить их открытыми, законсервировать, как это сделано во многих европейских городах. Дорожку, которая должна пройти прямо над ними, можно пустить в обход либо сделать мостик. Как вариант, можно обозначить границы домов на дорожке или территории возле нее. К счастью, колодцы установили рядом с фундаментами, а не на их месте, как изначально предполагалось. Это успех. Но что будет дальше? Посмотрим.
Временно строительные работы в этой части парка остановлены. Проводятся исследования, и дальнейшая судьба фундаментов зависит от решения городских властей.
Компетентное мнение
Владимир Выростак, главный архитектор проектов РУП «Институт «Белжилпроект», руководитель разработки научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ в парке им. Я. Купалы:
— Собраны историко-архивные и библиографические материалы по территории северо-западной части парка, которые показывают ее историческую ценность. Раскрытые фрагменты фундаментов принадлежали бане Плавского и находятся у реки, а фрагменты домов Луцкевичей — чуть далее в глубину парка. Предполагаю, что на этой территории, ближе к музею, могут находиться фундаменты дома Я. Купалы, поскольку музей построили не на его месте, а чуть в стороне. Учитывая историческую ценность деятельности братьев Луцкевичей, интерес общественности к ним, профессиональную и личную связь с жизнью Купалы, оправдана возможность музеефицирования фундаментов домов, где они жили, и придания этому месту статуса материальной историко-культурной ценности. Считаю, необходимо внести изменения в проектную документацию по этой части парка, поскольку выполняемые работы по благоустройству несут угрозу повреждения фундаментов. Следует законсервировать фрагмент фундамента первого дома Луцкевичей и установить информационный стенд. Также стоит инициировать дополнительные историко-библиографические исследования территории и выполнение археологических шурфов и раскопок по предполагаемому месту дома Янки Купалы, бани Плавского и двум домам Луцкевичей, разработать новую проектную документацию по консервации и экспонированию этих объектов. Включение в ландшафт парка подлинных элементов исторической застройки обогатит историко-культурный потенциал парка как туристического объекта.
Фото Ирины Малиновской