В сериале «Адмирал Кузнецов» Игорь Петренко сыграл главного героя. Попал ли в образ
Кто-нибудь из любителей современной лексики, посмотрев сериал «Адмирал Кузнецов», наверняка сказал бы: «Ну, такое. Один раз глянуть можно». И все же в ленте есть своя изюминка. Да и не одна. В чем достоинства и недостатки картины, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Равноценно самоубийству
У многих зрителей в последние 7–8 лет выработалась стойка на российские идеологически выверенные военные (и не только) фильмы, где искажают историю, привирают – и часто делают это совсем не талантливо, в отличие от советских кинематографистов. Так думалось и о ленте «Адмирал Кузнецов», которая вышла сразу на нескольких онлайн-платформах. Особенно смущало, что у короткого по современным меркам 8-серийного сериала аж 8 сценаристов. Такое бывает, когда продюсеры-графоманы хотят поупражняться в сценарном мастерстве, кое-что дописывает режиссер и его приближенные мудрые советчики. На выходе получается письмо дяди Федора из Простоквашино, которое он начал писать сам, продолжил Матроскин («То лапы ломит, то хвост отваливается») и Шарик («А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется, хоть в дом не заходи»). В общем, катастрофа. Тем более кино сделано компанией «Мостелефильм», которая не была замечена ни в чем, кроме мыльных телемуви типа «Каникулы любви».
На поверку байопик оказался не так уж плох. Есть, конечно, банальности, упрощения, примитивная подача некоторых сюжетных поворотов. Но главным достоинством сериала стал… сценарий! Каждая серия — отдельная история с завязкой, кульминацией и развязкой. В первой – Кузнецов в ожидании войны. Но руководство страны отрицает факты, поданные разведкой. Адмирал понимает, что флот, собранный в портах, немецкая авиация уничтожит за считаные часы. Он нарушает прямой приказ Сталина, уводит корабли, объявляет готовность № 1. В результате, в отличие от авиации и танковых подразделений, от первой бомбардировки ни одно советское судно не пострадало. Во второй серии Кузнецов разрабатывает план бомбардировки Берлина силами авиации ВМФ и добивается своего. В третьей, не без авантюр, герои вычисляют фарватер на Балтике, где заложены новые глубинные немецкие бомбы.
Есть и сквозное действие через весь фильм. Это отношения героя с бывшей и нынешней супругами, конфликты и противоречия с коллегами.
При этом часто интрига держится на фактах, которые общеизвестны. В упомянутой первой серии все закручено на дилемме: если война 22 июня начнется, то адмирал на коне, а если нет, то его самого и семью арестуют. Ирония в том, что каждый сегодня знает, когда она началась. Казалось бы, чего волноваться за героя. Но несмотря на осведомленность и разгадку секрета Полишинеля, все равно действие держит внимание.
Все сшито очень грамотно. И становится ясно: 8 человек — сценарная группа, каждый писал свою серию, кто-то отдельные линии, диалоги и прочее. А редактор сводил воедино, определял концепцию, а возможно, предоставлял поэпизодник, на основе которого создавали материал.
Единственный недостаток, пожалуй, в том, что авторы, стараясь привлечь внимание зрителя, сделали Кузнецова утрированно ершистым. Он в постоянном конфликте со Сталиным, Берией, Ворошиловым. А ведь понятно: военачальники выживали за счет противовесов мнений. Один ходил во врагах, другой в друзьях. Жить в условиях постоянной словесной пикировки сразу со всей верхушкой правительства равносильно самоубийству. Если бы Кузнецов себя так вел, в 36 лет не стал бы наркомом ВМФ СССР, не пережил бы 1937-й. Адмирал не раз шел ва-банк и выигрывал — иногда вразрез с принятыми наверху решениями. Но делал это более искусно, филигранно, если с фигой, то только в кармане. В сталинскую эпоху в кремлевских кабинетах клинки не скрещивали в открытую, а делали это исподволь, впрочем, как и сегодня. А тут получился этакий ежик-правдоруб.
Дежурный вождь
Как всегда, Игорь Петренко сыграл Игоря Петренко под фамилией Кузнецов. Но вот что странно: это не раздражает, не выводит из себя, хотя он повторяет один и тот же образ из картины в картину. Парень не фонтанирующий, сдержанный, с долей обаяния. И главное, очень подтянутый. В 46 лет может выступить в роли 30-летнего – и ты веришь.
Дарья Урсуляк появилась в необычном для нее амплуа домохозяйки-наседки, супруги главного героя. Обычно ей предлагают в кино роли женщин с характером. А тут она ходячая житейская мудрость и смирение. Кстати, история взаимодействия «актуальной» жены с бывшей (Анастасия Микульчина) прописана убедительно. В годы войны они вынуждены жить на одной даче. Такое соседство без искр не проходит. Россыпь терпеливых компромиссов, взглядов украдкой читается на экране.
Есть и откровенные ошибки в кастинге. Например, когда началась война, Георгию Жукову было 45 лет. В картине его роль исполняет грузный 60-летний Дмитрий Журавлев. Причем если бы он хоть немного украсил роль актерскими уловками, посмотрел кинохронику, интервью с Георгием Константиновичем, «снял» с оригинала манеру себя держать, то зрители не задавались бы вопросом: «А это что, Жуков?»
Еще одно непонятное решение: пригласить на роль Гитлера артиста с крючковатым носом-капелькой Сергея Комарова. Как раз он явно изучил своего героя. Пытается подражать поведению фюрера-истерика, но выглядит это как пародия.
Зато Леван Мсиладзе, сыгравший Сталина, абсолютно на месте. В новейшей истории кто только не исполнял роль вождя. Даже Хазанов. Все пытались ходить с трубкой по кабинету взад-вперед (тюремная привычка), поджимать сухую руку, коварно щуриться. Но Леван играет состояние человека, в меру злого и в меру мудрого. Чувствуется, что от него исходит опасность. Но это не заслуга режиссера Сергея Виноградова, который лишь воспользовался плодами чужого открытия. И не он один.
Дело в том, что прекрасный артист Ленкома Мсиладзе в силу своей внешности и национальности в кино все время играл барыг с Кавказа в кепках-аэродромах, дельцов грузинской мафии и других подобных личностей. Впервые он появился в образе Сталина в картине «Контригра» в 2011 году. Но там роль проходная.
А вот в сериале Алексея Мурадова «Власик. Тень Сталина» (2015) артист раскрылся полностью. Это ведь так назвали ленту для плезиру. На деле она не о Власике, а о Сталине, его сомнениях, его боли, отношениях с дочерью Светланой и сыном Василием. Вождь там – настоящий философ, пытающийся пропустить через себя мир. И это у Левана получилось блистательно. С тех пор он из фильма в фильм вынужден клеить усы и надевать китель генералиссимуса. Правда, госпремий, орденов, квартир, званий, в отличие от советского периода, ему за перевоплощение в отца народов не предлагают.
Не взаимно
Российские биографические фильмы о военачальниках, как и этот, в отличие от американских, охватывают только историю взлета персонажей, будто они так и прожили всю жизнь в коконе успеха. О падениях, попадании в немилость умалчивают. Картина «Адмирал Кузнецов» смотрибельна, но все события в ней происходят под фанфары. Если уж вы снимаете историю о легендарном человеке, намекните на оборотную сторону медали. Видимо, это не входит в концепцию пропагандистского кино.
На практике Кузнецова, который спас флот и выиграл войну на море, в 1947 году убрали с поста наркома и в феврале того же года назначили начальником Управления военно-морских учебных заведений. А потом судили за передачу в 1943 году союзникам секретных чертежей с описанием высотной парашютной торпеды.
Правда, учитывая заслуги, срок не дали. Понизили в звании до контр-адмирала и отправили на Дальний Восток.
После смерти Сталина с него сняли судимость, вернули звание адмирала, назначив на должность главнокомандующего ВМФ. Но Хрущева Кузнецов тоже чем-то не устроил. В 1955 году его вновь понизили в звании до вице-адмирала (формально за взрыв на крейсере «Новороссийск») и отправили на пенсию. Он писал мемуары, публикации в ведущие исторические журналы. Ветераны флота тщетно ходатайствовали о возвращении ему звания. В 1974 году Николай Герасимович скончался. Звание адмирала флота Советского Союза ему вернули посмертно, лишь в 1988 году. В общем, любовь к родине ее преданных сынов не всегда взаимна.
Еще материалы рубрики:
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос
Во время съемок «Фантазий Фарятьева» режиссер запрещал Андрею Миронову пользоваться гримом