«В задымленной комнате нашли женщину с младенцем». Поговорили с сотрудниками Советского РОЧС об их буднях
Спасут при пожаре и после ДТП, вытащат из полыньи и болота. В Советском районном отделе по чрезвычайным ситуациям работают настоящие профессионалы. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сергей Филиппов, первый заместитель начальника отдела
Сергей Евгеньевич — выпускник Командно-инженерного института МЧС. Работал во Фрунзенском районном отделе по чрезвычайным ситуациям и в Минском городском управлении. На нынешней должности — с сентября 2014 года.
— В состав отдела входят две пожарные аварийно-спасательные части — № 4 (ул. Красная, 9) и № 24 (Логойский тракт, 17). Первая — одна из старейших в городе: была образована в 1939-м. Обслуживаем не только Советский (он небольшой, преимущественно спальный, промышленных предприятий немного), но и части прилегающих к нему районов. Коллектив у нас довольно молодой — большинство работает меньше пяти лет, есть и опытные специалисты, — делится С. Филиппов.
Андрей Ксензов, водитель пожарной аварийно-спасательной части № 4
В МЧС с 2001 года. Вспоминает, что первые рабочие сутки пришлись на новогоднюю ночь и оказались спокойными. Долгое время был пожарным-спасателем, лет пять назад перевелся водителем.
— Сейчас на пожаре моя основная задача — доставить к месту вызова быстро и безопасно, а еще дать ребятам воду. Потом, конечно, им помогаю. Могу рукава подтянуть, оградить место происшествия. Еще во время пожара внимательно смотрю на окна многоэтажки. Бывает, что в некоторых показываются люди и просят о помощи. Сразу же сообщаю об этом по рации находящимся внутри спасателям, — говорит Андрей.
Прапорщик Ксензов рассказывает, что в их работе нет однообразия:
— Например, как-то раз прибыли по вызову к общежитию, где произошел пожар на пятом этаже. В задымленной комнате нашли женщину с грудным ребенком. Надел на нее кислородную маску. А как быть с ребенком, маска-то ему велика! Мы разбили окно, и я держал малыша на руках снаружи. Простояли так минут пять, пока не подогнали автолестницу. По ней эвакуировали ребенка, а женщину вывели по лестнице. Еще случай. На ул. Я. Купалы, возле цирка, в доме сгорела почти вся кровля. На 300 квадратах. Оказалось, на чердаке грелся бомж, а пострадали жильцы.
Алексей Климашевич, начальник караула пожарной аварийно-спасательной части № 24
Алексею 39 лет, родом он из города Пружаны Брестской области. Профессионально занимался велоспортом и триатлоном, выполнил мастерский норматив, выигрывал звание чемпиона страны.
— В МЧС пришел по совету знакомых спортсменов, которые там уже работали. Долгое время был работником пожарной аварийно-спасательной части № 3, что в Заводском районе. Стал заниматься еще многоборьем спасателей, легкой атлетикой, пожарно-спасательным спортом. Конечно, спортивное прошлое помогло привыкнуть к будням пожарного. Все-таки требуется здоровье для того, чтобы бегать по этажам в обмундировании и со снаряжением весом более 20 кг, — говорит Алексей.
Начинал он рядовым бойцом, затем вырос до старшего пожарного, командира отделения. В 2015-м получил звезды офицера и стал начальником караула.
— Хорошо помню первый свой выезд — горел частный дом в Чижовке. Я до этого пожар вживую не видел. Помогал как мог более опытным товарищам, — вспоминает А. Климашевич. — За годы работы случалось всякое: и трагедии, и казусы. Об одном много писали — когда мужчина застрял в болоте, расположенном между Лошицей и Серебрянкой. Мы с напарником как были в форме, так и пошли за ним в холодную жижу. Тащили человека на себе, выбрались с огромным трудом.
Врезалось в память и серьезное ДТП возле Шабанов. Тогда одновременно и водителя фуры деблокировали, и тушили его горевшую машину. Справились, потому что действовали четко и слаженно. У спасателя должно быть холодное сознание. Если поддаться эмоциям, допустишь ошибку, возможно, с необратимыми последствиями.
По словам капитана внутренней службы, пожаров сейчас стало намного меньше:
— Это плоды кропотливой профилактической работы. Когда-то за сутки у нас было 18 пожаров. С одного ехали на другой, третий… Машину не глушили, успевали разве что поменять рукава.
Артем Шайденков, командир отделения пожарной аварийно-спасательной части № 24
Этот статный парень реализовал свою детскую мечту и служит в МЧС с 2007 года. Начинал в родной Орше, в Минске работает уже 10 лет.
Мы встретились с Артемом после его приезда с Цнянского водохранилища, где спасатели совместно с сотрудниками ОСВОД патрулировали акваторию.
— В нашем подразделении создана группа спасения на водах. Увы, хватает тех, кому и море по колено, потому что находятся под градусом. На Цнянке есть запрещенные для купания места, но люди всё равно туда заплывают. Мы предупреждаем их об опасности. Но стоит нам удалиться, снова лезут там в воду, — вздыхает Артем. — На Цнянке спасаем и любителей подледного лова. Нынешней зимой поступил сигнал о том, что в полынье тонет человек. Он был плотного телосложения плюс одет как капуста и уже терял силы, когда мы подоспели. Вытащили рыбака и передали медикам. Чудом спасшийся, он нас просил достать со дна бур — иначе, мол, жена убьет.
К сожалению, не каждый боевой выезд завершается благополучно.
— В поселке Лесной Минского района двое детей остались без присмотра и нашли зажигалку. Устроили пожар и выйти из помещения не смогли. Гибель детей — самое страшное. Такое переживается очень трудно, — эти воспоминания всё так же доставляют спасателю боль. — Плачевным мог быть итог ночного пожара на ул. Мележа, но там сообщение поступило вовремя. Прибыли, когда открытым пламенем горели балкон и кухня. В одной из задымленных комнат нашел в бессознательном состоянии двух взрослых и ребенка. Взял одеяло, укрыл малыша и быстро вынес на улицу. Передал его скорой, сам вернулся за родителями. А в соседней комнате обнаружили еще двух человек. Мы всех вынесли, они выжили.
Справочно
В январе — мае спасатели Советского районного отдела по чрезвычайным ситуациям 215 раз выезжали на различные ЧС. Ими спасены 8 человек, 52 эвакуированы.
Старейшая пожарная аварийно-спасательная часть Советского района — № 4 — образована в сентябре 1939 года. Ее здание уцелело в ходе Второй мировой войны.
Фото Сергея Пожоги