Вахтанг Кикабидзе: «Мне позвонили из МВД и сказали, что я должен исполнить песни московского генерала милиции»
Вахтанг Константинович не был героем, а лишь одним из персонажей этой статьи. Когда автор поставил в тексте последнюю точку, стало известно о смерти актера, певца, о чем мы скорбим. Жизнь грузинского кумира столкнула с композитором Алексеем Экимяном при странных обстоятельствах. Дело в том, что маэстро был генералом милиции… Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Избежал тюрьмы
Всегда навскидку можно назвать несколько успешных писателей, пришедших в литературу из силовых структур. Как правило, темы их произведений связаны со спецификой бывшей профессии. Пожалуй, самый яркий пример — Аркадий Вайнер. До прихода в литературу он успел дослужиться до начальника следственного отдела в милиции, а потом всю оставшуюся жизнь писал замечательные детективы. Но то, что генерал советской милиции Алексей Экимян, более 10 лет возглавлявший уголовный розыск Московской области, параллельно писал музыку песен, под которые плакала вся страна, для меня лично стало сенсацией. В голове не укладывается то, что брутальный офицер, 27 лет ловивший бандитов, по вечерам приходил домой, садился за инструмент и сочинял мелодии на стихи. Например:
Не спеши, снегопад, я еще не готова,
Ты еще не успел мою душу смутить.
Неизлитую боль лебединого слова
Не тебе, а ему я хочу посвятить.
Если бы его авторство не являлось доказанным фактом, можно было бы принять за фейк.
Родился Алексей Гургенович в Баку в 1927 году. Матери Елене в тот момент было всего 16 лет. Отец сразу бросил семью. Оставшись без средств к существованию, девушка с сыном на руках переехала к родственникам в Ереван. Алеша проявлял неподдельный интерес к музыке, с ранних лет играл на скрипке. Педагоги местной музыкальной школы признавали его одаренность и считали, что профессиональная судьба парня предрешена. Однако все карты спутала война. Чтобы помочь матери, в 1941 году 13-летний Алексей устроился работать на железную дорогу. А в 18 лет в 1945 году с друзьями уехал восстанавливать разрушенный Харьков.
В юношеской среде тех лет существовала не только военная, но и блатная романтика. По собственному признанию Экимяна, там он связался с не самой лучшей компанией и едва не угодил за решетку. Выручили другие авторитеты — молодые ветераны, которые заставили юношу окончить вечернюю школу и поступить среднюю школу милиции во Владимире, после которой он работал в милиции Еревана.
Спецоперация
Талантливый человек талантлив во всем. В 1954 году Алексея направили на учебу в Москву, в Высшую школу МВД СССР. Там он участвовал в художественной самодеятельности, по-прежнему играл на скрипке.
В 1957 году на музыкальном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов его произведение «Фестивальный вальс» получило первое место! В этот период он руководил сначала Красностроительским а потом Бирюлевским отделениями милиции, городским отделом милиции в Серпухове.
Своеобразное сочетание: каждодневная милицейская рутина и томление души композитора. Тем не менее, по воспоминаниям сослуживцев, Экимян умел организовать слаженную работу. Сам разрабатывал операции по поимке преступников. И свою параллельную музыкальную жизнь ни с кем из коллег не обсуждал. Благодаря явным успехам в организаторской работе в 1963 году в 36 лет Алексей становится начальником уголовного розыска Московской области. Общается с модными поэтами и музыкантами Москвы. Хотя и о работе своей не забывает. Молодой полковник, а потом генерал, свое дело знал хорошо. Даже к реализации композиторских амбиций подходил, как к продуманной милицейской операции! Вахтанг Кикабидзе вспоминал, как однажды в Тбилиси ему позвонили из МВД Грузии, сказали, что какой-то заезжий московский генерал хочет, чтоб он исполнил его песни. Актер не стал сопротивляться и подумал, что это какая-то прихоть москвича-графомана. Через 20 минут к его подъезду подкатили 2 черные «Волги», в которых сидели старшие офицеры. Среди них был и Экимян. Машины сразу направились в студию звукозаписи, где грузинской звезде дали тексты сразу 10 песен! Он заглянул в них и понял: все они органично подходят для его голоса. Например, эта:
Я хочу, чтобы песни звучали,
Чтоб вином наполнялся бокал,
Чтоб друг другу вы все пожелали
То, что я вам сейчас пожелал!
Вахтанг с первого дубля записал все 10! Сфотографировался с генералом. Так появилась пластинка «Пожелание». Вахтанг Константинович признавался, что всегда на концертах зрители просили спеть песни из этого альбома. Так он полюбился. Позже актер и композитор стали друзьями, много общались.

С Робертом Рождественским
Иногда рождению хита сопутствовала случайность. Однажды Алексей показал поэту Роберту Рождественскому свою песню с текстом «Колышется рожь: придешь – не придешь…». Рождественский попросил записать ему на кассету эту музыку и через два дня принес другие слова для этой мелодии:
Не надо печалиться,
Вся жизнь впереди,
Вся жизнь впереди –
Надейся и жди.
Так и родился хит, который много лет исполняла группа «Самоцветы».
Две судьбы
Поэтесса Алла Рустайкис в 1970-е жила в знаменитом «Доме на набережной», построенном до войны для чиновников. Ее соседом был руководитель группы «Цветы» Стас Намин, внук бессменного члена сталинского правительства Анастаса Микояна. Намин постоянно просил ее показать стихи, надеясь написать на них музыку. Женщина отнекивалась, считая свою поэзию не музыкальной. Но однажды дала ему папку. Каким образом папка попала от Намина к Экимяну, неизвестно. Но через некоторое время ей позвонил сам генерал и пригласил к себе домой на Суворовский бульвар. Там наиграл мелодию на ее стихи «Снегопад» и попросил подумать над припевом. Тогда в произведении его еще не было. Алла признавалась: мелодия ей не слишком приглянулась, но заметила, что она привязчивая, так как, возвращаясь домой, поэтесса невольно напевала ее. А потом на даче сочинила припев, который, собственно, и сделал песенку хитом:
Снегопад, снегопад, не мети мне на косы,
Не стучи в мою дверь, у ворот не кружи.
Снегопад, снегопад, если женщина просит,
Бабье лето ее торопить не спеши.
Ее взяли в репертуар Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, но самая знаменитая версия – в исполнении Нани Брегвадзе.

Нани Брегвадзе
В 1973 году генерал ушел в отставку. Официальная причина — состояние здоровья. Но говорили – начальство раздражала его популярность в светских кругах.
Алексей Гургенович был сразу принят в Союз композиторов СССР. Создал небольшой оркестр, ездил с гастролями по стране. Ни один телевизионный конкурс «Песня года» не обходился без его композиций. Его песни исполняли Анна Герман, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Николай Гнатюк, София Ротару. Также он создал около 80 песен на слова армянских поэтов, получил звание заслуженного деятеля искусств Армении. Нервная работа, творческие искания сказались на сердце. Умер Алексей Гургенович в самом расцвете лет, прожив 54 года. С другой стороны, это была не одна, а целых две полноценные жизни, две судьбы, две карьеры.
Еще материалы рубрики:
Взявшись писать «Колыбельную медведицы», композитор Зацепин пошел на хитрость, чтобы помочь друзьям
«Легко на сердце от песни веселой…». Как известный хит стал первой агиткой сталинского кино
«Прощай, мы расстаемся навсегда». Что вдохновило Вячеслава Добрынина на написание шлягера
«Куда уходит детство». Как знаменитая Алла Пугачева согласилась исполнить песни в детском кино
Смотрите также: