«Вас вызывает Таймыр». Почему фильм, собиравший у экранов миллионы в течение первых 3 лет, вдруг выпал из программы
Фильм «Вас вызывает Таймыр», собиравший у телеэкранов миллионы в течение первых 3 лет, вдруг выпал из программы. Почему так произошло, рассказывается в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Сюжет не имеет отношения к самой северной материковой части суши Евразийского континента. Просто на протяжении фильма один из героев ждет с Таймыра важный телефонный звонок.
1947 год. Снабженец, директор филармонии, провинциальный дедушка-пчеловод, его внучка, мечтающая стать певицей, и геолог проживают в одной гостинице. Из чувства взаимовыручки они начинают подменять друг друга. Снабженец пытается решить вопросы филармонии, геолог ходит по кабинетам, выдавая себя за снабженца. На возникшей путанице выстраивается комедия.
Нравится — не нравится

Алексей Коренев
Действительно странно, что ленту с искрометным юмором, блестящим актерским ансамблем, вышедшую в начале 1971 года, плохо помнит поколение 40+. Ведь другие фильмы тех лет Алексея Коренева — «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам» — знают и смотрят. Причина забвения проста: с 1974-го до начала 1990-х показ картины был запрещен.
Подготовительный период к съемкам начался в 1968 году, но литературная основа родилась гораздо раньше. В 1947-м, на волне послевоенной эйфории, когда казалось, что не только ужасы фронта, но и репрессии позади, драматурги Александр Галич и Константин Исаев написали легкую веселую пьесу, которая так и называлась — «Вас вызывает Таймыр». В марте 1948-го ее поставили на сцене Ленинградского государственного театра комедии, через два месяца — в Московском театре сатиры. Опубликовали в журнале «Огонек». Постановки собирали аншлаги, зрители искали отдушину, возможность отвлечься от непростого послевоенного быта. Произведение подхватили режиссеры десятков областных театров по всей стране. За первый сезон 1948–1949 годов комедию по стране сыграли 1 349 раз! Тогда в Минкульте вели такую статистику.
Увидев успех, оживились сторонники идейной литературы. Редактор газеты «Известия» написала письмо прямиком Сталину, жалуясь, что в пьесе «оглуплены советские люди». Журнал «Смена» в № 16 за 1948 год писал об «отсталости и низких вкусах», называя пьесу «антихудожественной и примитивной». В то же время за нее боролся главный редактор журнала «Театр», руководствуясь простыми словами: «Зрителям нужно легкое, веселое представление, особенно после пережитого». Очевидно, его услышали на самом верху и постановкам не препятствовали.
В конце 1960-х режиссер Алексей Коренев искал для экранизации произведение, которое ни на что бы не намекало, не имело социального или политического подтекста. Его первый фильм «Черноморочка» (1959) обвиняли в буржуазной легкомысленности, а ленту «Урок литературы» по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья» запретили после событий в Чехословакии в 1968-м, хотя о них в произведении ни слова. Конечно, режиссер знал о критике пьесы, но к концу 1960-х выработалась негласная формула: произведения для театра и большого экрана должны заставлять задуматься, а в сценариях для телефильмов допускается комедия без морали в конце. Не смущало Коренева и авторство Галича, который хоть и пел диссидентские песни, в то же время имел в багаже сценарии пропагандистских советских лент. Например, «Государственный преступник» (награжден грамотой КГБ СССР в 1964 году). И потом, произведение написано в соавторстве с лауреатом двух Сталинских премий Исаевым. Поэтому режиссер спокойно приступил к работе.
Роль для дочери
Актер Театра имени Моссовета Юрий Кузьменков, несмотря на внешность парня с рабочей окраины, к 29 годам снимался лишь в эпизодах. Роль снабженца Дюжикова стала первой главной в его кинокарьере. Позже он снялся во всех картинах Коренева.

Елена Коренева
Директора филармонии Кирпичникова должен был сыграть Игорь Горбачев. Буквально за несколько дней до начала съемок ему пришлось отказаться. В Ленинграде, где он жил, шла борьба за должность главного режиссера театра имени Пушкина, и он в ней участвовал. Худруком театра стал, но позже, через 5 лет. А роль Кирпичникова исполнил Евгений Весник. Кстати, его отец родом из Пинска.
Дилеммой для режиссера стал поиск актрисы на роль Дуни Бабуриной, приехавшей с дедом-пчеловодом в столицу. Актера, сыгравшего старика, нашли быстро. Им стал Павел Павленко, еще с 1920-го работавший в Московском Украинском театре (был и такой!). А пробы на роль внучки прошли десятки актрис. Одни казались слишком думающими для простоватой Дуни. Другие не походили на деревенскую девушку. Однажды к отцу на работу пришла дочь-школьница Елена Коренева. Редактор посоветовал попробовать ее в порядке эксперимента. На удивление пробы утвердило начальство, но режиссер еще долго сомневался, морально ли это — составлять протеже дочери. Эта роль стала первой в биографии известной актрисы.
В числе актеров оказалось немало тех, кто и раньше снимался в картинах Коренева или фильмах по сценариям Галича. Евгений Стеблов исполнил роль молодого влюбленного геолога. Инна Макарова на экране стала женой Кирпичникова.
Комедия и трагедия
Фильм одобрили для производства еще и потому, что все события в нем происходят в одном гостиничном номере. Это значит, что статья бюджета художников предусматривала один пункт — строительство декорации этого номера в павильоне «Мосфильма», что удешевляло проект. Однако возникли сложности. В этом павильоне Леонид Гайдай снимал свою картину «12 стульев» и затянул процесс на 5 месяцев. Но он тогда находился в зените славы. Только что вышла череда его знаменитых комедий. Перечить ему никто не стал. Съемки Коренева отложили.
В конечном итоге лента «Вас вызывает Таймыр» вышла в телеэфир 3 января 1971 года. Легкая комедия в новогодние праздники вызвала восторг и шквал писем с просьбами о повторе, что и сделали уже 7 марта. В течение первого года фильм повторяли 4 раза. В следующем году успех продолжился. Картина стала народной. Но зрители заметили странность: в 1972-м из титров исчезли фамилии сценаристов. Причина такая: песни Галича признали антисоветскими, его исключили из Союза писателей СССР, Союза кинематографистов СССР и даже из Литфонда. По всей стране запретили спектакли по его пьесам. Фамилию второго автора — Исаева — удалили из титров, что называется, за компанию.
Полтора года Галич пытался бороться с системой, но 25 июня 1974-го был вынужден эмигрировать. Фильм тут же запретили к показу.
В начале 1990-х, когда Галича 13 лет как не было в живых, картину снова стали демонстрировать на центральных каналах. В связи с экономическими сложностями постперестроечной эпохи быстро возникла ностальгия по относительно благополучным брежневским временам. Поэтому и остальные ленты Коренева показывали с завидной регулярностью. В то же время из-за кризиса в кино режиссер, чтобы выжить, круглый год торговал газетами в московском подземном переходе. Получил двустороннее воспаление легких и умер в 1995 году. Таков печальный финал жизни комедиографа.
Еще материалы рубрики:
Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»