«Ваши деньги Нацбанк выделил на операцию по выявлению мошенников». Как злодеи обманывают минчан
Несмотря на снижение общего количества зарегистрированных в стране преступлений, стало совершаться больше мошенничеств: число выявленных за 10 месяцев нынешнего года таких противоправных деяний в сравнении с аналогичным периодом 2020-го увеличилось на 11 %. Как злоумышленники обводят граждан вокруг пальца — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Отличительная черта мошенничеств — отсутствие насильственного способа завладения чужим имуществом или правом на него. В отличие от кражи, грабежа или разбоя, когда отчуждение собственности происходит против воли потерпевшего, при мошенничестве предмет преступления передается добровольно.
Попасться на уловки мошенников может любой. Недобросовестные граждане в поисках наживы изобретают все новые способы незаконного обогащения. Чаще всего от их преступных посягательств страдают пожилые люди, которые в силу возраста, уровня развития, определенного склада характера и психоэмоционального состояния легко поддаются обману и внушению.
Так, например, 82-летнему пенсионеру на Viber позвонил мужчина, представившийся работником «Беларусбанка». Он сообщил, что к двум вкладам дедушки получил доступ неизвестный и, чтобы спасти сбережения, нужно срочно перевести с них деньги в электронные ячейки банка. Для этого злоумышленник попросил пенсионера назвать паспортные данные. Заподозрив неладное, тот отказался это делать.
После этого на протяжении нескольких дней пожилому мужчине вновь звонили на Viber, но уже с других номеров, и под различными предлогами пытались убедить его снять деньги для последующего зачисления на другой счет. В этот раз предлог был поинтереснее: якобы дедушкины сбережения «выделены Нацбанком на операцию по выявлению мошенников». Но он снова ответил отказом.
Спустя еще несколько дней ему позвонил мужчина, представился «подполковником КГБ» и сообщил, что пенсионер может доверять сотрудникам банка, что необходимо следовать их указаниям, поскольку именно Комитет госбезопасности курирует проводимую спецоперацию. Дедушке назначили нового «агента» от банка — Елену, которой все-таки удалось ввести его в заблуждение. Следуя всем указаниям, он лишился более 83 тыс. рублей.
Встречаются случаи, когда мошенники под различными предлогами заключали договоры займа, хотя изначально не планировали возвращать деньги. При этом создавали видимость намерений исполнить взятые на себя обязательства: составляли от своего имени расписки, заключали фиктивные договоры. Основная цель — ввести потерпевших в заблуждение, вызвать у них доверие для облегчения совершения преступления.
Вместе с тем неисполнение ранее достигнутых договоренностей не всегда указывает на преступный замысел, а вписывается в рамки гражданско-правовых отношений. Специфика квалификации мошенничества заключается в необходимости точно установить, что умысел не исполнять принятые на себя обязательства был сформирован у виновного заблаговременно.
О заранее обдуманном умысле на завладение имуществом в совокупности с другими обстоятельствами могут свидетельствовать:
- крайне неблагополучное финансовое положение гражданина, принимающего обязательство, к моменту заключения договора;
- экономическая необоснованность и нереальность принимаемых обязательств;
- отсутствие работы, направленной на получение средств для выполнения обязательств;
- выплата дохода первым вкладчикам из денег, вносимых последующими вкладчиками;
- предъявление при заключении договора подложных документов;
- заключение сделки от имени юридического лица, не существующего или зарегистрированного на подставных лиц, и т. п.
Недавно, например, на удочку мошенника попался 23-летний парень, искавший работу: в интернете он увидел объявление, что в строительную кампанию требуется грузчик-комплектовщик, и оставил свои контакты. Через несколько дней ему позвонил мужчина, представившийся Александром, и предложил встретиться, чтобы обсудить условия трудоустройства и дальнейшей работы.
Встреча состоялась у одного из торговых центров на пр. Победителей. Александр рассказал, что собирается развивать бизнес в сфере логистики, подбирает персонал, но ему не хватает денег. Потенциальный работодатель предложил парню взять в рассрочку мобильный телефон и отдать ему, после чего он продаст гаджет, а деньги вложит в развитие дела. Мужчина был весьма убедителен, пообещал сделать юношу личным помощником, и тот согласился оформить на свое имя рассрочку. Со своей стороны Александр написал расписку, что якобы одолжил у него 800 рублей, которые обещал вернуть в течение двух дней. Стоит ли говорить, что долговое обязательство он так и не выполнил, а вскоре и вовсе перестал выходить на связь. Спустя два месяца парень обратился с заявлением в милицию.
Еще четыре мобильных телефона Александр оформил в рассрочку на юрлиц в офисах одного из мобильных операторов. Каждый раз он представлялся директором различных частных кампаний и даже предоставлял копии учредительных документов. Как позже выяснили следователи, злоумышленник никогда в них не работал, а копии документов получал у реальных руководителей под различными предлогами — покупки бизнеса, под видом клиента и т. д.
Вносить платежи по рассрочкам мужчина даже не собирался, да и его материальное положение оставляло желать лучшего. Все мобильные телефоны он перепродавал, а вырученные деньги тратил на собственные нужды.
29-летний обвиняемый нигде не работал, неоднократно судим. На момент предварительного следствия по этому уголовному делу он уже отбывал наказание в исправительной колонии за совершенное ранее хулиганство.
Иногда граждане передают злоумышленникам ценности и предметы, потеря которых пусть и неприятна, но в целом существенно не меняет их финансовое положение. Хуже, когда из-за обмана или злоупотребления доверием потерпевшие остаются буквально без крыши над головой. Именно таким образом развивались события для семи граждан, пострадавших от действий двух «серых» риелторов. Минчане, действуя группой лиц по предварительному сговору, совершили мошенничества в крупном и особо крупном размерах.
Один из них в тот момент уже был судим за аналогичные злодеяния. Свою преступную деятельность он начал еще в исправительной колонии: искал информацию о заключенных, которые хотели продать недвижимость. После освобождения продолжил поиск «клиентов». Как правило, это были ранее судимые, злоупотребляющие алкоголем или состоящие на профилактических учетах граждане. Второй обвиняемый обеспечивал документальное оформление и юридическое сопровождение «сделок» для придания им законного вида.
Договоры купли-продажи имущества заключались фиктивно. Покупателями квартир выступали знакомые и друзья обвиняемых. Фактически они были номинальными и временными приобретателями квартир и не передавали за них деньги. Затем эти квартиры продавались уже реальным покупателям, но вырученные за них средства, частично либо в полном объеме, злоумышленники оставляли себе. В итоге потерпевшие оставались и без имущества, и без денег. Изредка для создания видимости исполнения взятых на себя обязательств потерпевшим передавались незначительные суммы, спиртное и продукты питания.
Сейчас для приобретения товара на электронных ресурсах достаточно пары минут. Существует и обратная сторона такого прогресса: он неизменно влечет за собой рост преступности в цифровой среде, особенно хищений.
Практика рассмотрения подобных мошенничеств свидетельствует о том, что в качестве средства коммуникации между виновными и потерпевшими обычно используется интернет. Как правило, такого рода взаимодействие происходит в социальных медиа и мессенджерах.
Основная причина выбора этого вида контакта проста: опосредованное общение позволяет злоумышленникам легче и быстрее входить в доверие к потерпевшим, продумать тактику поведения, чтобы остаться анонимными. Здесь стали заметнее проявляться проблемы недостаточной информированности населения, излишней доверчивости, цифровой и юридической неграмотности отдельных граждан. Именно эти факторы становятся ключевыми — их умело используют злоумышленники.
Так, минчанка на известной торговой интернет-площадке разместила объявление о продаже валенок. Буквально через час ей в Viber пришло сообщение от неизвестной гражданки по имени Людмила Николаевна, которая изъявила желание приобрести столь нужный перед началом зимы товар, причем с оформлением доставки.
Продавец обрадовалась, что покупатель нашелся так быстро. Далее ей прислали сообщение со ссылкой, перейдя по которой, требовалось ввести реквизиты банковской платежной карты, что горожанка сразу же и сделала. Открывшийся сайт визуально походил на сайт торговой площадки, где без малейших подозрений женщина ввела номер своей кредитки, указала срок ее действия, а также… сумму остатка имевшихся на ней денежных средств. Затем на мобильный телефон гражданки пришел код подтверждения, который она ввела все на том же сайте, но тот неожиданно выдал какую-то ошибку.
Минчанка стала вести переписку с техподдержкой сайта. Ей сообщили, что банковская карта не прошла верификацию, и попросили ввести реквизиты другой кредитки, а также предоставить личный номер паспорта для подтверждения личности. Наивная минчанка все сделала. Неожиданно она обнаружила, что с ее карт стали списываться деньги. Женщина снова связалась с техподдержкой сайта, там уверяли, что ничего страшного не произошло — денежные средства якобы заморожены.
Вскоре ей снова позвонил мужчина, представившийся сотрудником МВД. Он сказал, что к нему обратились работники банка и сообщили: в отношении нее якобы совершаются мошеннические действия и на ее имя пытаются оформить кредит. Собеседник предупредил, что сейчас с ней свяжутся работники банка и нужно четко следовать их указаниям.
Далее по настоянию незнакомой девушки, которая также позвонила в мессенджер, минчанка установила специальное приложение для быстрого удаленного доступа, а после сообщила ей коды подтверждений — они якобы должны были поспособствовать пресечению мошеннических действий.
После гражданка проанализировала все свои действия, обратив внимание на то, что номера, с которых ей писали и звонили, отнюдь не белорусские, и поняла: она стала очередной жертвой киберпреступников. С обеих ее карт списали 4 500 рублей. Отойдя от шока, минчанка отправилась в милицию писать заявление.
***
Как не стать жертвой мошенников:
- избегайте заключения соглашений имущественного характера, если к моменту заключения сделки финансовое положение лица, принимающего обязательство, является неблагополучным либо вам об этом ничего не известно;
- для нейтрализации возможных рисков при заключении договоров используйте гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств, такие как залог, поручительство и т. д.;
- при достижении договоренностей с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами проверяйте, является ли их деятельность зарегистрированной и реальной;
- избегайте чересчур заманчивых и выгодных предложений, экономическая обоснованность которых вызывает подозрения;
- приобретая товары или услуги через интернет, выбирайте проверенные магазины и торговые площадки. Старайтесь минимизировать заключение сделок с непроверенными субъектами на условиях полной или частичной предоплаты. При необходимости требуйте дополнительную информацию и гарантии от продавца или покупателя;
- регулярно напоминайте детям и пожилым родственникам о необходимости сохранять бдительность и осторожность в общении с малознакомыми людьми в интернете и исключить любые финансовые операции с ними.
* За помощь в подготовке материала автор благодарит Генеральную прокуратуру.
Смотрите также: