Ветеран Русско-японской в 1941-м с бойцами громил врага под Москвой. Чем знаменит комдив Орлов
После 26 ранений и контузий, полученных в разные периоды жизни, 63-летний ветеран вернулся в строй рядовым ополченцем Великой Отечественной. В перипетиях судьбы комдива Федора Орлова разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
В гуще событий
В первой половине ХХ века мнение в мире о непобедимости Русской армии продолжало существовать, несмотря на то что Крымская война 1853–1856 годов окончилась для России фактическим поражением и Парижским мирным договором. Проиграла империя и Русско-японскую войну, подписав Портсмутский мирный договор. Первая мировая вообще окончилась для нее многоточием, фактически позорным Брестским миром, результаты которого, правда, вскоре пересмотрели. Так откуда же легенды о том, что Российскую империю не победить? Пропаганда или, как сейчас сказали бы, пиар? Вовсе нет! Просто на протяжении столетий французы, турки, японцы, немцы, находясь на фронтах, ежедневно сталкивались с миллионами русских солдат, дух которых невозможно было сломить.
Один из таких — Фёдор Михайлович Орлов. В июне 1941-го 63-летний ветеран Русско-японской, Первой мировой, Гражданской войн пришел на призывной пункт Дзержинского района Москвы и потребовал зачислить его в ряды Красной армии. По возрасту он не подходил и получил отказ. Тут же написал письмо народному комиссару обороны Тимошенко с просьбой призвать его на защиту Родины. Послание осталось без ответа. Но он знал, что добьется своего…
Родился Фёдор Михайлович в июле 1878 года в селе Тетеревка Гродненской губернии. С детства батрачил, трудился на железной дороге чернорабочим. В 1899-м Фёдора призвали на службу в армию. Он попал в Уланский полк, где, как сам признавался, впервые ощутил себя полноправным человеком. В 1900 году его произвели в унтер-офицеры. В 1903-м женился на девушке по имени Мария. Со временем в семье родились три сына и дочь.
В русско-японскую Орлов находился в гуще событий.
В составе легендарного кавалерийского отряда генерала Мищенко сражался под Мукденом, участвовал в боях при Сандепу. После войны поступил на службу в полицию. В Петергофе был городовым и околоточным.
В начале 1915 года его вновь мобилизовали в Уланский полк, в рядах которого Фёдор Михайлович воевал на Северном фронте Первой мировой, командовал взводом разведки, был тяжело ранен.
Опять в рядовые
Большевистские идеи принял сразу. Еще до Октябрьской революции вступил в ряды Красной гвардии. Зимой 1918 года бился с казачьими отрядами генерала Краснова на Дону, сражался с Добровольческой армией на Кубани. На протяжении Гражданской войны был начальником штабов разных фронтов, командиром дивизий. Казалось бы, высокопоставленный офицер. Но именно тогда он получил 18 ранений и три контузии в боях за Северный Кавказ, Царицын, Киев, Новочеркасск. За мужество награжден позолоченной шашкой от Фрунзе и орденом Красного Знамени.
Именно последствия ранений вынудили Орлова в 1924-м уйти в запас, а в 1927 году и вовсе уволиться из армии.
Однако в начале 1930-х он вернулся, служил в Управлении вооружений. А в 1935-м случились инсульт, паралич. Врачи говорили, что не встанет с больничной койки. Супруга выходила старого солдата, и он устроился на один из заводов Главного артиллерийского управления РККА.
В 1941-м Орлова не брали в армию не только из-за состояния здоровья и возраста, но еще и в связи с его работой на оборонном предприятии. В июле в Москве сформировали 12 дивизий ополченцев. Фёдор Михайлович правдами и неправдами добился того, чтобы его взяли. От должности в штабе дивизии категорически отказался. Рвался на передовую и отправился туда рядовым бойцом. Но вскоре получил должность командира разведывательного батальона. Писатель Константин Симонов встретил это подразделение, будучи военным корреспондентом. Он вспоминал: «В следующей деревне мы увидели части одной из московских ополченческих дивизий, кажется, шестой. Помню, что они тогда произвели на меня тяжелое впечатление. Думал: неужели у нас нет никаких других резервов, кроме вот этих ополченцев, кое-как одетых и почти невооруженных? Одна винтовка на двоих. Это были немолодые люди по пятьдесят лет. Они шли без обозов, без нормального полкового и дивизионного тыла. Командиры их были тоже немолодые люди, запасники, уже давно не служившие. Потом я был очень удивлен, когда узнал, что эта ополченческая дивизия через два дня участвовала в боях под Ельней».
Именно под Ельней Орлов был дважды ранен и получил новую контузию. Но после госпиталя остался в строю. Выздоровев, направился с группой ополченцев в Москву за обмундированием и оружием.
Солдаты Орловы
Вернуться в свою дивизию Фёдор Михайлович не смог. Подразделение попало в Вяземский котел и погибло. Тогда ему поручили формирование новой, 160-й стрелковой дивизии, где он стал командиром.
С бойцами громил врага под Москвой. Лично водил солдат в атаку. 29 января 1942-го Орлов получил 22-е ранение. В августе снова был в строю, рвался в бой. Однако многие военачальники считали, что ветерана нужно комиссовать. В ту пору армиями и фронтами командовали молодые люди. Георгию Жукову на момент начала войны было 44 года, как и Константину Рокоссовскому. А Иван Черняховский стал генералом армии в 37 лет. Поэтому 65-летний комдив казался им стариком.
И Фёдора Михайловича решили прикомандировать к военному совету Западного фронта. До 1945-го он находился на должностях, не связанных с боями на передовой.
Его старший сын Владимир был офицером, пропал без вести под Ленинградом. Средний сын Евгений прошел всю войну, командовал ротой противотанковых орудий и выжил. Дочь сражалась в рядах легендарного 46-го бомбардировочного авиаполка («ночные ведьмы»). Участвовала в освобождении БССР. Младший сын Василий командовал механизированным корпусом. Жена Фёдора Орлова Мария Иосифовна взяла все семейный ценности (золотое наградное оружие мужа, именной портсигар, свои украшения), занесла в Наркомат обороны, написала письмо лично Сталину с просьбой на вырученные средства направить в подразделение сына дополнительный танк Т-34.
14 марта 1945-го гвардии полковник Василий Орлов в торжественной обстановке получил этот танк от командующего фронтом. А спустя три дня был тяжело ранен, скончался. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
После Победы Фёдора Орлова уволили в запас, он прожил еще восемь лет. В память о героической семье на его родине в агрогородке Пограничный (Гродненская область) названа улица.
Читайте также:
РУИНЫ СТРЕЛЯЛИ… Как Иван Кабушкин вел свою войну даже после разгрома минского подполья
«Мадам, я приглашаю вас в Париж». Кем были легендарные асы эскадрильи «Нормандия — Неман»
Все пылало, а в огне гибли люди. Чем жил Минск во время фашистской оккупации
РУИНЫ СТРЕЛЯЛИ… Что подвигло 18-летнего Николая Кедышко создать подпольную группу
«Улица героя». Смотрите 10-серийный проект агентства «Минск-Новости», посвященный освободителям
Бельского, Тимошенко, Бурдейного… Какие улицы во Фрунзенском названы в честь Героев Советского Союза