«Виллис МБ», руль от «Икаруса». Что еще можно увидеть в Музее городского пассажирского транспорта
Покрутить баранку знаменитого автобуса «Икарус» и почувствовать себя пассажиром первого минского троллейбуса. Чем еще привлекают посетителей в Музее городского пассажирского транспорта, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».
Идея его создания зародилась в 2006 году. Более 10 лет энтузиасты «Минсктранса» собирали экспонаты, а в ноябре 2018-го музей официально открылся для всех посетителей.
Он состоит из экспозиционного зала в помещении бывшего цеха завода и выставки раритетной техники под открытым небом. Здесь история городского транспорта от конки до электробуса.
Как добраться
От ст. м. «Пролетарская» пройти в сторону пр. Партизанского, 6. Здание ремонтно-механического завода с логотипом «Минсктранса» — вход в музей.
Время работы
С 8:00 до 17:00, перерыв с 11:30 до 12:30, выходные — суббота и воскресенье. Планируют сделать отдельный вход, субботы — рабочими.
Есть ли аналоги?
В Беларуси есть музеи трамвая, авиационного и железнодорожного транспорта, но комплексный универсальный Музей городского пассажирского транспорта существует только в Минске. Во многих странах подобные экспозиции — визитная карточка города и гордость страны.
В зале
Среди экспонатов импровизированного автосалона, который располагается в актовом зале, — «ЗАЗ-968» и «Виллис МБ» (самый массовый внедорожник Второй мировой войны). Их предоставил руководитель общественной организации «Наша Победа» и коллекционер Василий Терешко. Возможно, сюда переедут «Фольксваген 1500» и мотоколяска СЗА (на такой разъезжала гайдаевская троица Трус, Балбес и Бывалый в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»). Предполагается пополнение экспозиции и другими ретроавтомобилями.
Под открытым небом
Тут 25 уникальных экземпляров, среди которых 10 троллейбусов, 11 автобусов, 2 трамвая, маршрутка и такси. Сюда с постамента на улице Красной отправился на вечную стоянку первый минский троллейбус. Техника расположена на 2,5 тыс. м². В будущем ее планируют укрыть навесами.
Конка
На ней минчане передвигались с 1892 по 1928 год. Первый маршрут: Виленский (ныне железнодорожный) вокзал — Соборная площадь (площадь Свободы). Кстати, Брестский вокзал располагался в районе института культуры. В музее представлен летний вариант вагона конки. Под колесами — фрагмент оригинального английского рельса 1878 года. Найден при реконструкции трамвайных путей на ул. Якуба Коласа. В музейном кинотеатре на 12 мест можно посмотреть фильм об истории этого вида транспорта.
Трамвай
Если в Витебске он заработал в 1898-м, то Минск обзавелся этим рельсовым транспортом 13 октября 1929-го. Кстати, памятник Ленину возле Дома правительства частями перевозили на пассажирском трамвае. В музее представлены макеты первого белорусского трамвая «АКСМ-1М», выпущенного в 2000 году, «АКСМ-743» — трехсекционного сочлененного экземпляра, который еще можно заметить на минских улицах.
Троллейбус
Первый троллейбус «МТБ-82Д» вышел на улицы столицы 19 сентября 1952 года по маршруту железнодорожный вокзал — Круглая площадь. В первый день курсировали пять машин, созданных на заводе в Энгельсе. Сегодня Минск занимает второе место в мире после Москвы по протяженности троллейбусных линий, а в залах музея представлены макеты троллейбусов, разработанных на «Белкоммунмаше».
Метро
Его открыли 29 июня 1984 года. С 2003-го до 2015-го метрополитен входил в состав «Минсктранса», поэтому часть экспонатов хранятся в музее метро, расположенном на станции «Могилевская».
Электробус
На улицах Минска этот представитель городских пассажирских перевозок появился в 2017-м. В музее электробусы пока представлены в интерактивном виде. Однако планируют приобрести их макеты.
Заведующий музеем Денис Бутин:
— У нас бывают маленькие посетители — фанаты транспорта, которые не уходят отсюда часами даже зимой. А летом и вовсе аншлаг. Недавно звонила мама мальчика, собираются к нам в десятый раз за три недели. Такая неподдельная любовь — самое искреннее проявление чувств. Музей транспорта интересен всем. Если ты не водитель, то в любом случае пассажир. Музей этнографии или археологии больше заинтересует профессионалов, а наша коллекция раритетов увлечет ребят и взрослых, минчан и гостей города. Вряд ли кто-нибудь из нас садился за руль троллейбуса или автобуса, да и когда такая возможность представится. А здесь можно не только почувствовать себя водителем, но и сфотографироваться, а еще и потрогать все руками!
Среди ценных экспонатов — китель первого минского вагоновожатого Николая Борисова, украшенный латунными пуговицами с изображением трамвая. Этой форме 90 лет. А еще уникальные фотографии, личные вещи, проездные билеты разных лет и расцветок, коллекция компостеров, форма кондукторов и водителей.
Недавно открытый зал отведен под временную выставку ретротехники. Она вся на ходу, ее активно используют в историческом кино. Тут и велосипеды, и мотоциклы, и мотороллеры. На некоторых из них ездили Сергей Безруков, Дмитрий Певцов и Елизавета Боярская. Например, мотоцикл «Неман» выпущен в Гродно в 1938-м, а первый велосипед «Мотовелозавода» — в 1953-м. Здесь же уникальный немецкий трофейный экземпляр 1936 года и еще десяток различных моделей.
Автобус
Как правило, после конки в городах появлялся трамвай, но в Минске 23 октября 1924 года пассажиров сначала повез автобус. В экспозиции представлены макеты Московского автовокзала и первого автобусного парка, автобусные двигатели, руль от «Икаруса». Есть макеты современных машин. В 2017-м Минский автомобильный завод разработал 216-ю модель, предназначенную для поставки в Санкт-Петербург. «МАЗ-215» можно увидеть в музее в формате 3D на экране.
Фото Сергея Пожоги