1200 90

Вкусный спорт: столичные кондитеры показали съедобные II Европейские игры

Румяные, искусно заплетенные караваи, расписные пряники и филигранно вылепленные фигурки из сахарной пасты и шоколада — столичные кондитеры показали II Европейские игры с очень любопытного и аппетитного ракурса. Подробности — в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».

Конкурс профессионального мастерства пекарей и кондитеров собрал 11 участников: 9 из них представили столичные хлебозаводы, 2 — учащиеся Государственного профессионально-технического колледжа хлебопечения. Вкусное состязание, которое принял столичный хлебозавод № 5, разделили на два направления.

Пекари «спорили» в искусстве приручать различные виды теста — пряничное, соленое, дрожжевое.

Кондитеры удивляли многоярусными тортами, украшенными изящными фигурками. Правильнее даже сказать не тортами, а композициями, в которых органично сплелись паста для моделирования, пластичный шоколад, пастилаж, сахарная паста и разнообразные бисквиты — от шоколадного до молекулярного.

С порога зрителей, болельщиков и судейскую коллегию встречал стол пекарей.

Дорогих гостей иначе, чем караваем, не приветствуют. Правда, в этот раз к хлебам добавились еще и картины, выполненные из соленого теста. И эффектная композиция из теста пряничного, которую выполнила кондитер 5-го разряда хлебозавода № 2 Анастасия Гавриленко. «Час яскравых перамог» — так называется работа — сразу притягивает внимание.

LK2A5146 copyОзорной лисенок Лесик, светловолосая белорусочка в затканном цветами платье, спортсмены и медали, кубки и пьедесталы почета — каждую деталь можно рассматривать бесконечно долго.

Рядом разместилась работа пекаря-мастера хлебозавода № 3 Екатерины Сечковой — панно, собранное из соленого теста. На первый взгляд, кстати, легко перепутать с тестом пряничным. В заблуждение вводит нетипичный для соленого теста цвет темной карамели и густой аромат корицы.

Корица, а еще кориандр придают не только пряный шлейф, но и насыщенный оттенок, — раскрывает секреты приготовления Екатерина. А тесто само по себе классическое — в составе мука, вода, соль и крахмал. Самое сложное в работе с соленым тестом — не пересушить. Иначе материал потеряет пластичность и станет крошиться в руках.

Главный герой всех съедобных историй конкурса — символ II Европейских игр лисенок Лесик. И у каждого мастера спортивный зверек получился совершенно исключительным и не похожим на десяток конкурентов.

На наш субъективный взгляд, особенно эффектным удался лис кондитеру 5-го разряда хлебозавода № 5 Светлане Алешкевич. Увесистую — около 25 кг — композицию Светлана создавала около двух недель. Фигурка вылеплена настолько тонко, что можно рассмотреть буквально каждую шерстинку на пушистом хвосте или на острых ушах, торчащих из-под спортивного козырька.

Ушки вылеплены из сахарной пасты, которая нарезана специальным скальпелем, — делится историей создания 3D-фигуры мастер.

Рыжий спортсмен венчает объемный постамент, который также украшают изображения всех 15 видов спорта, которые включены в мультиспортивный форум.

LK2A5202 copyА вот в работе кондитера 5-го разряда хлебозавода № 2 Людмилы Пашковской — «Следуй за мечтой» — лис не единственный герой.

LK2A5196 copy Художественная гимнастика, пляжный футбол, баскетбол, бадминтон — каждого из спортсменов я представила в движении, — отмечает Людмила. Динамичные фигурки всегда выглядят эффектнее статичных. Велосипедист, кстати, оказался самым сложным. Лепить фигуры людей, а тем более спортсменов, когда нужно передать каждую рельефную мышцу, сложно. Но в этом весь вкус работы!

Работы Л. Пашковской — это всегда сложносочиненные композиции. Разнообразные бисквиты, 3D-лепка, аэрография, роспись королевской глазурью. Громким названием такая глазурь обязана англичанам, которые в начале XIX века смешали белок с лимонным соком и сахарной пудрой и изобрели украшение, которым декорировали королевские десерты.

По составу напоминает айсинг… В чем отличие?

Айсинг — это сухая смесь, которая разводится водой, — уточняет Людмила. Вариант для ленивых. Королевская глазурь несравнимо лучше.

Не менее фактурную работу представил хлебозавод № 3. Кондитер 4-го разряда Кристина Малышева назвала свою композицию «Спортивная фортуна». Центральной частью съедобного произведения искусства выступают резные колонны, на которых расположились фигурки атлетов — гимнастка, дзюдоист и баскетболистка. Своеобразная отсылка к Древней Греции.

— Именно там зародились самые главные спортивные состязания мира, — объясняет выбор стилистики мастер. II Европейские игры не Олимпиада, но не менее значимое и почетное состязание.

К. Малышева — единственная из кондитеров, кто украсил свою работу цветами из сахарной пасты. Изящная альстромерия, похожая на миниатюрную лилию, органично вплетается в композицию.

— Для меня цветы — неизменный элемент спортивных состязаний, обязательный атрибут победы наравне с кубками и медалями, — подчеркивает собеседница.

Интересно, что 3D-композиция стала лишь частью конкурсного задания кондитеров. Для полноты картины мастерам необходимо было создать и пряники. С особенным размахом подошел к делу хлебозавод № 4: непосредственно композиция, с изображением граций художественной гимнастики, предстала лаконичной. А вот пряников они привезли целую россыпь — всех возможных расцветок и форм. Удачно сыграли на контрасте!

В конкурсе профессионального мастерства пекарей места распределились следующим образом: «золото» состязания взяла Анастасия Гавриленко (хлебозавод № 2), «серебро» у Александры Лисовец (хлебозавод № 4), «бронза» у Романа Конькова (хлебозавод «Автомат»).

Первое место конкурса профессионального мастерства кондитеров у Светланы Алешкевич  (хлебозавод № 5), второе — у Татьяны Тригубович (хлебозавод № 4), третье — у Людмилы Пашковской (хлебозавод № 2).

Фото Ирины Малиновской

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
На щитах истории. Какие картуши можно увидеть на пр. Независимости, и что на них изображено

Зачем на зданиях города картуши и какую историю скрывает нежилое помещение на пр. Независимости, 23. Корреспондент агентства «Минск-Новости» провела небольшое эстетическое расследование.

Не раз слышала от жителей и гостей столицы, что наиболее красивая ее часть — пр. Независимости. С этим не поспоришь: маршрут от «Ворот Минска» на ул. Кирова до здания с вывеской «Вечерний Минск» — один из самых вдохновляющих, ведь здесь царствует (именно так!) сталинский ампир. И отнюдь не случайно наш проспект претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

pustoj. lenina 5

В центре города, в частности на ул. Комсомольской, Интернациональной, Ленина, К. Маркса, по фасадам зданий, как по живой книге, можно изучать высокое и древнее искусство архитектуры — особенности лепных элементов, фасадной майолики и других деталей. Вот прямо перед вами декоративные вазы, вот барельефы (например, изображение паровоза на башнях-близнецах на Привокзальной площади), вот маскароны… А арки! К ним я отношусь с особым трепетом. Поэтому измерять культурную ценность столицы надо не только количеством выставочных пространств, проведенными фестивалями и организованными событиями, но и ее «застывшей музыкой», сохраненным архитектурным наследием.

Наш читатель обратил внимание на еще одну, казалось бы, незначительную, деталь городской архитектуры — картуш. Это украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором обычно изображаются надпись, герб или эмблема. Минчанин позвонил в редакцию и спросил, почему, в частности, на доме по адресу: ул. Ленина, 5, картуш без какой-либо надписи? А также что скрывает окно на втором этаже в этом здании, расположенном над входом в общественный туалет? Загадок в нашем городе, оказывается, немало…

pustoj 2

Картуши начали использовать в эпоху Возрождения, а распространение они получили, когда царствовали стили барокко и рококо (XVI–XVIII века). Сегодня эти лепные детали встречаются в архитектуре эклектики и модерна. Их размещали на парадных входах во дворцы, в особняки, административные здания, а также на культовых объектах.

…И всем нам пожелание

Я прогулялась по центру города, посмотрела на дома, где есть картуши, и какие надписи на них сохранились. Так, на стене одной из башен «Ворот Минска» внимательный горожанин прочитает: «Аптека № 19». Здесь «прописана» аптека № 19 «Белфармации». На торце ГУМа над деревянной дверью обнаружила слово «универмаг». В этих двух случаях, как видим, картуши актуальны и сегодня.

1731743796473

1731743676440

Иду дальше. Под вывеской кафе на перекрестке ул. Ленина и Интернациональной есть слова Carpe diem. Это устойчивое латинское выражение означает «живи настоящим», «лови мгновенье». Хотя оно напрямую не связано с расположенным здесь заведением общепита, посыл в любом случае мне очень нравится. Побольше бы таких пожеланий в городском пространстве! Лови день, лови!..

1731744229691

Ранее на этом месте находился пафосный ресторан «Потсдам». Интересный факт: на старых фото 1970–1980-х годов видны квадратные вывески с изображением стилизованного заведения. А к концу 1980-х вместо четырехугольных красовались новомодные круглые. Кстати, скульптурных львов у входа раньше тоже не было (хотя этих «царей» в Минске немало!). Как написано в открытых источниках, они воссели только в середине 1990-х. А вот картуш с латинской цитатой, к сожалению, на старых снимках рассмотреть не удалось.

Продолжаем прогулку? На ул. Комсомольской встретила еще один лепной элемент с изображением советской символики и надписью «Управление гидрометеослужбы БССР». Сегодня тут расположен Республиканский центр полярных исследований.

1731743676379

Вывески, к слову, не только наши ориентиры в городской среде, но и те яркие штрихи, благодаря которым лицо столицы становится выразительнее. Они, словно путешественники, с легкостью перемещаются по городу, чего не скажешь о картушах — застывших свидетелях времени.

Однако не все декоративные щиты имеют надписи. На тех же «Воротах Минска», как и на доме № 5 на ул. Ленина, о которой упоминает наш читатель, картуши без надписей. Были ли они раньше, сказать трудно.

pustoj 1

Анна Аксёнова, главный ландшафтный архитектор УП «Минскпроект»:

Сегодня мы видим немало деталей на фасадах зданий, свойственных тому или иному архитектурному стилю. Картуш — это не только декоративный элемент, но и своего рода символ, на котором в орнаментальном обрамлении размещали гербы, эмблемы, надписи и другую символику, присущую определенному периоду. Возникли картуши в эпоху Возрождения на рубеже XV-XVI веков и дошли до нашего времени как часто используемый архитектурный элемент. Однако на многих исторических зданиях изображения не сохранились. Вышеупомянутые объекты архитектуры являются историко-культурной ценностью, и, чтобы определить их первоначальный вид и историю создания, необходимо заказывать комплексные научные исследования, ведь каждое такое здание требует индивидуального подхода и тщательного изучения. Эти работы проводятся под руководством лицензированного специалиста. Он же определяет отличительные особенности объекта, в том числе, когда был создан, утрачен либо не выполнен архитектурно-художественный элемент в виде картуша с надписью или другим символом.

А тайны-то нет…

1731743796513

Перейдем ко второму вопросу читателя: какие секреты хранятся за окном на втором этаже над общественным туалетом на ул. Ленина, 5? Для начала уточним, что эта часть здания имеет уже другой почтовый адрес: пр. Независимости, 23.

Встретила жительницу 10-го подъезда дома, где находится это помещение, и поинтересовалась, что здесь было раньше.

Оно очень маленькое: в глубину, может, метра 4, а площадь всего 8–9 кв. м. Помню, в нем держали инвентарь, еще с левой стороны был умывальник, уборщики набирали воду… Грязную, к слову, носили выливать на улицу. После распада СССР комнатку сдавали в аренду под офисы. Сейчас она пустует. Лучше бы нам, жильцам, в пользование отдали, можно было бы велосипеды, коляски хранить… — рассказала Лилия, дергая за ручку запертой белой двери.

1731743676277

Загадка хоть и разгадана, но дальнейшая судьба комнаты, находящейся на втором этаже, на данный момент неизвестна. Жильцы с этим вопросом могут обращаться к директору ЖЭУ № 3 Центрального района г. Минска в приемный день. А в следующей истории тайны уже и вовсе не будет…

Фото автора

Умер главный редактор «Народной газеты» Дмитрий Крят

На 53-м году после болезни ушел из жизни Дмитрий Крят, главный редактор «Народной газеты» издательского дома «Беларусь сегодня», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 24 19 55 45

В издательском доме «Беларусь сегодня» проинформировали, что о месте и времени прощания будет сообщено дополнительно.

Фото СБ