Владимир Гуляев снимался в фильмах знаменитых режиссеров, но не многие знают, что предшествовало кинокарьере
Владимир Гуляев стал одним из королей эпизода, исполнял роли второго плана. Несмотря на это, всю профессиональную жизнь оставался узнаваемым. Что предшествовало кинокарьере и почему ранение не сломило его — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Фронтовик
В ленте «Весна на Заречной улице» (1956) не все запомнили разбитного шофера Юру, в начале фильма с шутками-прибаутками подвозившего учительницу Татьяну Левченко до города металлургов.
А вот милиционера Володю из «Бриллиантовой руки» (1968), который под видом таксиста курирует героя Никулина, вряд ли можно забыть. Ведь это он одергивает Горбункова репликой «Семён Семёнович!», когда тот кладет пистолет в сетчатую авоську с продуктами.
Эти и десятки других ролей исполнил В. Гуляев. Он родился в семье военного в Свердловске (ныне Екатеринбург) в октябре 1924 года. Отца в 1930-е назначили заместителем начальника политотдела Пермской (Молотовской) военной авиационной школы.
С 15 лет подросток посещал аэроклуб.
Когда началась Великая Отечественная, призывной возраст еще не настал. Мальчишка пошел работать слесарем в авиамастерскую. А с апреля 1942 года учился на пилота в той самой школе, где служил его отец. С ноября 1943-го в звании младшего лейтенанта Владимира отправили во фронтовую штурмовую авиацию. «Летающий танк», как еще называли Ил-2, был отлично защищен от вражеских пуль. В нем предусмотрительно устанавливали бронекапсулу кабины, бронеспинку. Но от прямого попадания зенитных орудий машину, естественно, ничто не могло защитить.
А ведь штурмовики пикировали прямо на них, чтобы уничтожать огневые точки противника.
Будучи пилотом 826-го авиационного Витебского полка 335-й штурмовой авиадивизии, Гуляев принимал участие в Витебско-Оршанской, Шяуляйской, Прибалтийской, Кёнигсбергской и других операциях. О его подвигах не раз писала газета «Советский Сокол». Во время наступления Красной армии в районе Полоцка в июле 1944 года противник сбил самолет Владимира. Однако он сумел посадить воздушную машину с неработающим двигателем, опустившись сначала на кроны деревьев, смягчив удар. Получил тяжелое ранение и три месяца провел в госпитале. После лечения медкомиссия разрешила ему летать только на биплане По-2 при штабе. Он буквально завалил командование рапортами. Лишь в марте 1945-го вернулся за штурвал тяжелого штурмовика. За оставшиеся несколько месяцев войны летчик успел два раза посадить самолет с пробитыми осколками шасси.
В своих мемуарах «В воздухе «Илы» Владимир весьма красочно описывал один из боев. В нем был уничтожен вражеский грузовик, в кузове которого немцы установили автоматическую пушку: «Огненно-красные и ярко-зеленые трассы огня, извиваясь, местами переплетаясь, причудливой лентой в несколько километров понеслись навстречу друг другу. Струи вражеских снарядов в неистовом вихре плескались вокруг самолета. Мне был виден весь их путь от автомашины на земле до моего «Ила». И каждое мгновение они могли вонзиться в мой самолет. Но отворачивать уже нельзя. Не отпуская гашеток, чуть-чуть отжав ручку от себя, я пересек своими трассами квадратик машины на земле. Он вспыхнул ярким пламенем и задымил. А огненные струи сразу исчезли».
Войну 20-летний Гуляев окончил с четырьмя орденами. Принимал участие в Параде Победы 24 июня 1945 года. Вчерашний мальчишка, орденоносец рассчитывал на карьеру военного летчика. Жизнь была впереди. Но из-за последствий того самого ранения во время Полоцкой операции его уволили из армии по состоянию здоровья. Конечно, испытывал отчаяние, ведь после госпиталя не раз проявлял себя в боях. Пришлось начинать все с чистого листа.
Не сетовал на судьбу
Владимир Леонидович ничего не знал о своем даровании драматического артиста. Однако превосходно пел, мастерски играл на гитаре. Но концертная сцена виделась ему низковатым полетом. Манило кино. Для мальчишек 1930-х оно было чем-то на грани волшебства. В 1947 году Гуляеву удалось поступить на актерский факультет ВГИКа. Курс вели Михаил Ромм и Сергей Юткевич — легендарные постановщики тех лет. Студенты часто посещали съемочные площадки мастеров, снимавших тогда картины «Русский вопрос» (1947), «Секретная миссия» (1950), «Пржевальский» (1951).
После окончания вуза выпускника приняли в штат московского Театра-студии киноактера, где он работал 37 лет. Тогда же началась карьера в кино. Но вот что удивительно: по странному стечению обстоятельств Гуляев стал одним из королей эпизода, исполнял роли второго плана. Сыграть главного персонажа ни в одной ленте ему так и не дали. При этом он был гораздо органичнее многих артистов. На встречах со зрителями его коллега и звезда экрана Николай Рыбников тушевался. Владимир же пел под гитару, рассказывал байки и анекдоты, да так, что публика не хотела его отпускать после завершения концертов. Удивляешься, увидев в его послужном списке фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965). Он там сыграл милиционера, которого сложно вспомнить. А в кинохите «Ко мне, Мухтар!» (1965) исполнил роль некоего капитана без имени. В «Стариках-разбойниках» (1971) Эльдар Рязанов предложил ему образ народного заседателя во сне Мячикова. Персонаж даже в титры не попал. Режиссеры явно недооценивали Владимира Леонидовича.
В 1964 году актер снялся и в белорусской ленте «Криницы» по роману Ивана Шамякина о жизни сельской интеллигенции. И тоже в роли второго плана. Гайдай его использовал как проходную фигуру. Дошло до того, что в картине «Не может быть!» (1975) поручил мизансцену, где Гуляев перевоплотился в одноглазого безымянного скупщика мебели. При этом Леонид Иович, будучи сам фронтовиком, с уважением относился к артисту. На несколько дней остановил съемки «Бриллиантовой руки», когда Владимир Леонидович в Центральном доме авиации и космонавтики встречался с однополчанами, ветеранами 335-й Витебской штурмовой авиадивизии.
Озвучивал актер и мультфильмы. Но вот что забавно. В анимационной картине «Последний лепесток» по мотивам сказки писателя Валентина Катаева «Цветик-семицветик» его голосом говорит милиционер.
И все же Гуляев почти всю профессиональную жизнь оставался узнаваемым. Подрабатывал концертами, много играл на театральной сцене. И никогда не жаловался на жизнь. Не просил большего. Может быть, потому, что еще тогда, в 1944 году, мог погибнуть и понимал: все, что с ним происходило после той страшной посадки самолета на лес, — дар судьбы.
Читайте также:
Стал знаменитым еще в детстве, но надолго ушел из кино. Вспоминаем Романа Мадянова
Из бузотерки в театральную диву. Как жила и работала народная артистка БССР Зинаида Броварская
Как Игорь Лученок придумал «Майский вальс», и кто обнаружил у него музыкальный слух
Они могли уйти в другие государства, но стремились в СССР. Как еще до войны поляки бежали из страны