Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»
Главные роли в военной драме Алексея Германа «Проверка на дорогах» могли исполнить Евгений Евстигнеев и Владимир Высоцкий, но режиссер настоял на других актерах. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В декабре 1942 года в партизанский отряд под Псковом приходит побывавший в немецком плену и служивший на стороне захватчиков бывший сержант Красной армии Александр Лазарев. Он хочет искупить вину кровью. Командир Локотков верит ему, поручает участие в операции по захвату эшелона противника. Политрук Петушков считает, что к предателю доверия нет.
Опасный дебют
Алексей Герман в молодом возрасте негативно относился к советскому кинематографу. Считал, что сказать правду можно только в театре. Поэтому поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Дипломный спектакль поставил в Смоленске, а с 1961-го работал одним из режиссеров в ленинградском БДТ под руководством Георгия Товстоногова.
Однако быстро понял: находясь рядом с мэтром, он всегда будет оставаться на подхвате. Напрямую сказать учителю о намерении уволиться Герман не решался, поэтому специально стал опаздывать на репетиции. Тогда худрук пришел в ярость, пригрозил увольнением, а молодому человеку это и требовалось. Когда Товстоногов остыл, заявил Алексею: «Хочешь работать дальше — удиви меня». Это он и сделал. На показ нового спектакля «Поднятая целина» для коллектива театра привез с «Ленфильма» пулемет «Максим» и во время постановки в эпизоде перестрелки со сцены открыл огонь по зрителям холостыми патронами. Когда дым рассеялся, зал был пуст. Потом все, включая мэтра, поднялись из-под кресел, и шеф грозным басом резюмировал: «Иди-ка ты, Лёша… на киностудию!»
В 1964-м Германа приняли в штат «Ленфильма». Поработав ассистентом, через три года он совместно с Григорием Ароновым снял картину «Седьмой спутник». В процессе понял, какую магию таит в себе кино.
Первой его самостоятельной заявкой на съемки стала экранизация повести «Операция «С Новым годом!», автором которой был отец постановщика писатель Юрий Герман. Тот был против, чтобы сын начинал карьеру с этого произведения. Во-первых, считал повесть незавершенной, а во-вторых, полагал, что тема о бойцах Советской армии, перешедших на сторону противника, а потом вернувшихся, очень щекотливая. О ней предпочитали молчать. Уже после публикации Герман-старший познакомился с Героем Советского Союза Владимиром Никифоровым, который в прошлом был разведчиком. Во время войны он внедрился в армию генерала Власова, воевавшего на стороне фашистов. Искал советских граждан, невольно служивших у немцев, убеждал их вернуться к своим. Алексей Юрьевич пригласил Никифорова в группу в качестве консультанта. Разведчик многое рассказал на этапе написания сценария фильма «Проверка на дорогах», который молодой режиссер поначалу создавал сам на основе повести отца. Позже Герман обратился за помощью к сценаристу Эдуарду Володарскому.
Сложный выбор
Первоначально Локоткова должен был сыграть Евгений Евстигнеев. Все знали: у актера безграничный диапазон. Ролана Быкова, на котором настаивал Алексей, не хотели утверждать, так как он зарекомендовал себя в качестве озорного артиста — Локотков же по сценарию сдержанный человек. Режиссер сумел убедить худсовет в том, что Быков справится.
Володарский предлагал доверить Владимиру Высоцкому роль вернувшегося из стана врага Лазарева. Постановщик был против: Владимир Семёнович по своей природе горделив и непокорен, а Лазарев должен был вызвать в зрителе сострадание. С этим прекрасно справился Владимир Заманский.
На деле Ролан Быков, Владимир Заманский, Анатолий Солоницын, сыгравший Петушкова, и Николай Бурляев, исполнивший роль юного предателя, были актерами из лент Андрея Тарковского, снятых в 1960-е.
А молодой Герман симпатизировал творчеству коллеги. С одним исключением: Олег Борисов, взявшийся за образ разведчика Соломина, у Тарковского не снимался. Алексей Юрьевич знал артиста по работе в БДТ.
Убежденные не поймут
Кино снимали в 1970 году в городе Бологое Тверской (тогда Калининской) области, на берегах Волги.
Интересно, что для сцены, в которой немцы на барже перевозят сотни советских военнопленных, не хватало актеров массовки. Баржу арендовали у Главного управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ). На этом судне под конвоем этапировали осужденных в колонии. Режиссер обратился к руководству Внутренних войск МВД СССР с просьбой выделить для съемок несколько сот заключенных. Те сказали, что могут доставить арестантов до места, но заставить их изображать плененных солдат не в силах. Предложили Герману поговорить с тюремными авторитетами, что постановщик с успехом и сделал. В результате многочисленных сидельцев облачили в советскую военную форму времен Великой Отечественной. Когда отец-писатель и его друг Константин Симонов спросили, где молодой человек для сцены с баржей взял столько библейских лиц, Алексей не сказал правду. Он считал, что глубоко убежденные в праведности строя советские люди не поймут такого решения.
Чудесное спасение
На уровне сценария картину одобрили. Во время приемки фильма все увидели пронзительную историю. Но чиновники понимали: это бомба под их креслами — и запретили прокат. Учитывая связи Германа-старшего, за ленту вступились многие известные люди, включая Константина Симонова и Василя Быкова, сказавшего, что ее центральный мотив — человечность в нечеловеческих условиях. Главным противником режиссера стал уроженец Гомельской области Борис Павленок, как раз в 1970 году ставший заместителем председателя Государственного комитета СССР по кинематографии. До этого он возглавлял Госкино БССР, газету «Советская Белоруссия», воевал на фронте, был ранен. Борис Владимирович заявил, что эта картина выйдет только через его труп: считал, что в фильме искажен образ героического времени советского народа. Примечательно, что он тоже был человеком пишущим. Режиссер вспоминал: «Я читал прозу Павленка. Он в своих повестях тяготел именно к тому, что нам запрещал».
Когда зампред Государственного комитета СССР понял бесполезность борьбы с семьей Герман, приказал смыть пленку. Весь «Ленфильм», 3 тысячи работников, из-за запрета проката ленты лишили годовой премии за 1971-й.
Вероятно, рассчитывали, что постановщика начнут травить в коллективе.
Более 15 лет все, включая режиссера, были уверены: отснятый материал уничтожен. И только в 1985 году, после начала горбачевской перестройки, работница из цеха обработки пленки на студии призналась: она спрятала носитель, составив липовый акт об уничтожении! Картину выпустили на экраны в 1986-м. Радости Герман не испытал. Запоздалое признание. Создатели получили Государственную премию СССР, призы на кинофестивалях в Сопоте, Роттердаме, Сиднее. Фильм побывал в кинопрокате США. Но главное все же то, что лента уцелела и доступна для просмотра!
Еще материалы рубрики:
Роль Ефремова должен был сыграть Охлобыстин. Как снимали сериал «Граница: Таежный роман»
Смоктуновский был против роли главаря мафии, а в итоге переиграл Абдулова. Как снимали фильм «Гений»
Чем сериал «Матрешка» обескуражил фанатов шпионских детективов
«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»