Во Фрунзенском расположено несколько мест, где в годы оккупации нацисты уничтожали население и пленных
На территории бывшего военного городка в Масюковщине продолжатся раскопки братской могилы военнопленных, погибших в лагере Шталаг-352. Что известно о захоронении, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал прокурор Фрунзенского района Андрей Мурашко.
Генеральная прокуратура в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной и в послевоенный период. Сегодня ведутся работы по изучению массового захоронения, обнаруженного на территории бывшего военного городка в Масюковщине.
— Вместе с прокуратурой и работниками Министерства обороны проводятся раскопки, осмотры мест происшествий, устанавливаются новые места захоронений, погребений по всей республике, — говорит Андрей Мурашко. — Информация еженедельно аккумулируется, анализируется и обновляется. Новые данные, полученные в ходе расследования, можно отслеживать на сайте Генеральной прокуратуры.
По имеющейся информации, непосредственно в Масюковщине никого не захоранивали. В лагере расстреливали людей, там умирали пленные. Трупы вывозили в лес у деревни Глинище. Это было основное кладбище Шталага, а ныне мемориальный комплекс «Масюковщина» на улице Тимирязева. На аэрофотоснимке времен оккупации видно, что его очертания полностью совпадают с современным мемориалом.
Также на юго-западе от территории лагеря четко видны рвы. Нацисты использовали готовые ямы и траншеи для массовых захоронений. Умерших в лазарете и бараках выносили за территорию лагеря и сбрасывали в ров бывшего тира, расположенный на юге. Когда он заполнился, его зарыли, а следы скрыли. После войны эта территория была застроена военными. До 1990-х о братской могиле ничего не знали. Когда на территории военного городка вели стройку, установили наличие человеческих останков. Часть их извлекли и перезахоронили в Масюковщине.
— С тех пор никаких действий не проводили. Почему? Это была территория закрытого военного городка. Вести какие-либо раскопки не было возможным. К ним вернулись в 2016 году, когда военный городок расселили, а здания снесли, — поясняет Андрей Мурашко.
Тогда подразделение 52-го отдельного специализированного поискового батальона нашло и эксгумировало костные останки, принадлежащие 147 советским военнопленным. В 2020-м эксгумировали останки еще 144, а в 2022 году — 852 военнопленных. Их всех перезахоронили с воинскими почестями в мемориале «Масюковщина». Таким образом, только из одной братской могилы извлекли 1 143 погибших. И это не окончательная цифра. В 2023-м раскопки на территории бывшего военного городка продолжатся.
— Если говорить о месте захоронения, то оно выглядит так, — продолжает прокурор. — Это ров глубиной 2,6 м. С учетом того, что производились строительные работы на месте военного городка, первые 80 см невозможно определить количество тел, размеры, объемы. Все смешалось со слоем земли. На глубине от 80 см до 1,5 м уже видно, что это человеческие останки. Но это все равно разрозненные части тел: руки, ноги, черепа. Причем нельзя утверждать, что так получилось вследствие движения грунта. Возможно, это слой захоронений зимы 1941–1942 годов. Военнопленные умирали от голода и холода, их не успевали вывезти. Трупы складывали в кучи на территории лагеря. Они смерзались в единое целое, их не могли разъединить. Умершие под открытым небом вмерзали в землю. Их отрывали частями. Так же частями и сбрасывали в яму.
Глубже, до 2,6 м, уже целостные человеческие останки. Они остались нетронутыми, проще идентифицировать погибших. В 2022 году было найдено 46 солдатских медальонов. Удалось прочитать и установить имена 11 погибших.
Работы на месте захоронения во рве бывшего стрелкового тира продолжатся до тех пор, пока не извлекут последнего воина.
На территории Фрунзенского района расположено несколько мест, где в годы оккупации нацисты и их пособники уничтожали население и военнопленных.
Это бывшие глиняные карьеры в Тучинке неподалеку от Кальварийского кладбища, где расстреляли свыше 10 тысяч узников Минского гетто.
Лагерь для военнопленных Шталаг-352 в Масюковщине. Только в первую зиму там убили более 50 тысяч человек. Минимум каждый десятый погибший военнопленный на территории Беларуси за все время оккупации — жертва этого Шталага. Всего в годы Великой Отечественной в лагерях на территории БССР уничтожены свыше 800 тыс. советских воинов.
Хутор Петрашкевича в 1,5 км от Шталага. В акте Минской областной комиссии о зверствах немецко-фашистских захватчиков указано, что вблизи хутора были обнаружены восемь ям-могил с кучами пепла, оставшимися от сжигания тел. Следствием установлено, что там сожжены до 25 тысяч расстрелянных мирных жителей Минска.
Подробно о лагере расскажет новый мультимедийный проект агентства «Минск-Новости» «Такая история. Шталаг-352». Ежедневно с 22 июня по 3 июля в эфире «Радио-Минск», на портале minsknews.by, а также в газетах «Вечерний Минск» и «Минский курьер» мы будем рассказывать о прошлом и настоящем этого места памяти и скорби.
Справочно
Шталаг-352 с 22 филиалами в Минске и окрестностях — самый большой на оккупированной территории СССР лагерь военнопленных для рядовых и сержантов. Он создан в июле 1941 года. Состоял из двух отделений. Городское находилось в Пушкинских казармах на Логойском тракте (ныне улица Я. Коласа). Основная же часть — Лесной лагерь — размещалась в Масюковщине (сейчас район бывшего военного городка в районе улицы М. Лынькова). В Лесной лагерь, по разным данным, согнали от 100 тысяч до 140 тысяч военнопленных. Большинство из них не пережили первую зиму.
Смотрите также: