Во время съемок фильма «Высота» Рыбников и Макарова почти все трюки выполнили самостоятельно
Во время съемок киноленты «Высота» Николай Рыбников и Инна Макарова отказались от помощи каскадеров, почти все трюки выполнили самостоятельно. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Прораб Константин Токмаков и бригадир Николай Пасечник с монтажниками приезжают в небольшой город на строительство доменной печи. В процессе работы Николай сталкивается с подлостью начальника монтажного управления, получает серьезную травму и встречает свою любовь.
Секрет успеха
Писатель Евгений Воробьев окончил Ленинградский институт журналистики, работал в изданиях «Комсомольская правда», «Труд». В период Великой Отечественной был военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда» Западного (позже 3-го Белорусского) фронта. Участвовал в освобождении Минска. Его первую книгу опубликовали в 1930-м, когда парню было всего 19 лет. А следующая — роман «Высота» — вышла лишь в 1952 году.
В то время издавали много художественной литературы и снимали немало картин на производственную тематику. Большинство из них, к сожалению, были будто плакатными агитками. В том, что ленту «Высота» никто таковой не считал, во многом заслуга режиссера Александра Зархи. Он целенаправленно и умело чередовал остросюжетные сцены (подъем на кране многотонной детали в ветреную погоду, спуск с верхотуры по тросу, установка флажка в высокой точке строения) с лирическими отступлениями, в которых тоже были конфликты (разоблачение двуличного начальника монтажного управления Дерябина, ссоры героев Рыбникова и Макаровой, противоречия в бригаде монтажников). Этот созданный в кадре экстремальный накал, сдобренный романтикой, удерживает зрителей у экранов и сегодня. Риск, любовь — все сплелось воедино. Зархи словно выплеснул весь свой режиссерский опыт, полученный ранее на созданных им 16 лентах. Кстати, за год до «Высоты» он успел поработать на «Беларусьфильме» над картиной «Нестерка», а в 1952-м в Минске снял телеспектакль «Павлинка». Хотя был московской знаменитостью еще до войны, как постановщик фильмов «Депутат Балтики» (1936), «Член правительства» (1939), лауреат двух Сталинских премий.
Личные обстоятельства
Выбор актера на роль Николая Пасечника был очевиден. Тогда во всех кинотеатрах страны с успехом шла картина «Весна на Заречной улице». Николай Рыбников моментально стал звездой всесоюзного масштаба. Но дело не в этом. Когда смотришь на экран, почему-то безоговорочно веришь в самоотверженность и искренность персонажей, даже если они говорят о соцсоревновании! К слову, период работы над фильмом стал для актера не только пиком карьеры — как раз тогда он обрел личное счастье. Много лет Рыбников безуспешно ухаживал за актрисой Аллой Ларионовой, и наконец она приняла его предложение о замужестве, хотя была беременна от экс-супруга Ивана Переверзева.
А у Инны Макаровой, сыгравшей сварщицу Катю, была противоположная ситуация. У нее шел бракоразводный процесс с Сергеем Бондарчуком. К тому же, находясь на съемочной площадке, актриса знала, что бывший супруг вместе с разлучницей Ириной Скобцевой сейчас снимается в Киеве в ленте «Иван Франко». Собственно, зная о неприятностях Макаровой, Зархи и позвал ее на роль: чтобы отвлечь. И не прогадал. Ее персонажу, девушке, вышедшей из явно хулиганской среды, предстояло на глазах расцвести, преодолеть привычки огрызающегося сорванца с татуировкой на кисти руки. Макаровой это точно удалось, так как писатель Воробьев, посмотрев кино, назвал ее своим соавтором.
На роль положительного прораба Токмакова, который брал на себя все административные риски, нужен был актер с благородной внешностью. Тогда еще не перевелись настоящие аристократы дворянского происхождения. Пробы прошел Геннадий Карнович-Валуа, служивший в Московском театре имени Ленинского комсомола. В сталинском СССР человек с такой фамилией сразу попадал под подозрение, но актер ее не сменил.
Карьериста Дерябина сыграл мхатовец Василий Макаров. А его супругу — Марианна Стриженова. Ранее она исполнила главную роль в ленте «Овод» (1955), где блистал Олег Стриженов. Съемки закончились их свадьбой.
Риск – дело благородное
В книге события происходят на Урале. Картину снимали в Днепродзержинске Днепропетровской области (сейчас город Каменское). Как уже упоминалось, в фильме по сюжету идет строительство доменной печи и всех ее коммуникаций. Создатели нашли предприятие, где такую в тот момент действительно строили. Поэтому все в кино выглядит убедительно даже для специалистов в области металлургии. Интересно, что в съемках принимали участие подлинные строители и монтажники доменной печи № 12 «Днепростальконструкция».
Некоторые сцены на улицах города сняли в Днепропетровске, так как в Днепродзержинске на тот момент не было подходящих локаций. Райцентр выглядел как глухая провинция.
Часть кадров на высоте создали с помощью блуждающей маски: оператор комбинированных съемок сначала запечатлевал актеров в павильоне, потом фиксировал общие планы на высоте и совмещал изображение. Уровень развития современных проекторов и телетехники позволяет увидеть, что резкость второго плана отличается от первого. В те годы даже при просмотре цветной версии этого заметно не было.
И все же во многих эпизодах Рыбников и Макарова рисковали сами. Например, Николай Николаевич спустился по тросу с 60-метровой высоты.
Причем не надел перчаток, поэтому кожу с ладоней срезало. Макарова вспоминала: «Конечно, было страшновато. Но я отказалась от дублерши, так как знала, что самые главные вещи происходят в проскоках и пробегах — в движении. Во время работы мы старались не смотреть вниз, чтобы голова не закружилась. И Коля в самых опасных сценах тоже снимался сам. Эпизод, где герой Рыбникова пролетает с колосниковой площадки мимо меня, он выполнил сам. Причем приземлился не очень удачно — на какую-то железку, но продолжал работать». Вот такая самоотверженность ради максимального правдоподобия и реалистичности.
Картина завоевала немало призов на отечественных кинофорумах. И даже главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1957-м. «Высоту» признали лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран».
У Рыбникова впереди были две звездные роли в лентах «Девушка без адреса» (1958) и «Девчата» (1962). А после 31-летний актер, полный сил и энергии, хоть и снимался ежегодно, но все чаще в ролях второго плана, а потом в эпизодах. Сменилась эпоха. Образ парня с рабочей окраины перестал интересовать режиссеров. А дать ему возможность сменить амплуа никто из постановщиков не решился, не считая мелких попыток.
Еще материалы рубрики:
«Ворошиловский стрелок»: прокат этого народного фильма поначалу запретили в кинотеатрах России
«Сто дней после детства»: как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр
Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»
«Мужики!..»: почему после просмотра фильма прослезилась вся страна, включая Брежнева