«Ворошиловский стрелок»: прокат этого народного фильма поначалу запретили в кинотеатрах России
Прокат фильма «Ворошиловский стрелок» в России поначалу запретили. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Пенсионер, ветеран Иван Федорович Афонин узнает о насилии над его внучкой. Преступникам из благополучных семей удается уйти от ответственности. Тогда дедушка жертвы решает отомстить обидчикам и, продав доставшийся по наследству деревенский дом, покупает снайперскую винтовку.
За справедливость
В начале 1990-х режиссер любимых всеми фильмов «Вертикаль» (1966), «Место встречи изменить нельзя» (1979) Станислав Говорухин неожиданно стал активным общественным деятелем, депутатом Государственной думы России, прекратил снимать художественное кино. Зато его документальные ленты о нищете, пороках общества, росте преступности в позднеперестроечный период выходили на экраны одна за другой. Название первой картины — «Так жить нельзя» — говорит само за себя.
В 1998 году постановщик решил, что пора вернуться к полнометражному художественному формату. Тема социальной несправедливости по-прежнему его беспокоила, особенно волновало обнищание стариков, которые, как тогда кое-кто заявлял, воевали, верили и трудились напрасно, прожив ради завиральных коммунистических идей. Постановщику хотелось хотя бы на экране совершить акт не мести, но возмездия.
В тот период в руки режиссера попала книга Виктора Пронина «Женщина по средам». В ней именно по средам группа мажоров развлекалась с дамами и однажды совершила насилие. Произведение требовалось адаптировать для экрана. Это любезно согласились сделать литераторы первой величины — Александр Бородянский и Юрий Поляков. Александр был автором сценариев лент «Афоня» (1975), «Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985). Юрию принесли известность повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба».
С тем, что сценарий получился актуальным, на злобу дня, сложно поспорить. Никому из авторов и в голову не приходило, что тема мести главного героя вызовет жесткую критику, а позже поступок захотят повторить в реальности.
Шанс для многих
Как рассказывал Говорухин, Георгий Жжёнов сожалел, что на роль Ивана Афонина не пригласили его. Действительно, несложно представить, как искусно и искренне он вжился бы в этот образ. Но и Ульянов всем сердцем погрузился в роль на время съемок. Ему, как и Говорухину, была близка тема социальной несправедливости в 1990-е. Отношение к ситуации в стране он вложил в характер и поступки своего персонажа. Как раз в тот период внучка актера была подростком, и он представил, что сделал бы, попади она в ситуацию, схожую с бедой главной героини картины. Сложно поверить, но Александр Пороховщиков, сыгравший полковника милиции, отца одного из насильников, однажды вечером услышал с балкона гостиницы, что внизу на лавочке плачет Ульянов. Он решил, что коллеге плохо, спустился, чтобы помочь. Оказалось, Михаил Александрович всерьез не сдержал слез, думая о судьбе персонажа.
Актриса Анна Синякина до «Ворошиловского стрелка» исполнила роль девушки по вызову в ленте Карена Шахназарова «День полнолуния». Там Говорухин ее и заприметил. Была еще одна претендентка на роль Кати — певица Юлия Началова. Постановщик сомневался, попросил Ульянова помочь с выбором экранной внучки, показав кинопробы обеих. Актер выбрал Синякину.
К моменту работы над фильмом Марат Башаров уже снялся в «Сибирском цирюльнике» (1998) Михалкова и в профессиональных кругах был известен. На роль одного из обидчиков Кати его утвердили сразу. А вот у Алексея Макарова отсутствовал киноопыт — работа далась ему непросто. К тому же он опасался, что после дебюта в качестве подонка образ негодяя станет его амплуа. Однажды на улицах Москвы женщина с ребенком присмотрелась к нему, видимо, перепутала с обидчиком из личного опыта и плюнула актеру в лицо! Тем не менее фильм помог ему в продвижении карьеры. Кинопробы из картины попали на стол автора ленты «Чек», где он сыграл положительного героя.
До «Ворошиловского стрелка» Сергея Гармаша нельзя было назвать известным, хотя ему уже исполнилось 40. Но он столь убедительно исполнил роль честного капитана милиции, что актера позвали в сериал «Каменская», который и сделал его знаменитым.
Еще одного милиционера — участкового Подберёзкина — сыграл Владислав Галкин. Говорухин рассказывал, что испытывал перед ним чувство вины: когда Галкину было 10 лет, он снял мальчишку в ленте «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и с тех пор ролей не предлагал. Решил наверстать упущенное.
Финансовая ловушка
Съемки проходили в Калуге. Несколько сцен, связанных с покупкой оружия, сняли в Москве.
Молодые актеры рвались в бой. Трюки исполняли без каскадеров. Макаров горел в сцене взрыва машины. У Башарова в руках разлетелась от пули бутылка шампанского. Кстати, опасный номер: осколки толстого стекла могли стать причиной серьезной травмы восходящей звезды!
Вся троица в сцене насилия растерялась. Ее снимали в первый же день — группа еще не сработалась. Молодые исполнители стеснялись ложиться на экранную жертву и имитировать соответствующие движения!
Некоторых ассистенты дергали взад-вперед за ступни, не попадавшие в кадр, чтобы добиться правдоподобности.
Годы были финансово непростыми. Но модную тогда «БМВ» 5-й серии пришлось взрывать по-настоящему. Правда, всё, что возможно, в салоне и под капотом демонтировали и продали перекупщикам.
Еще одна, более неприятная история, связанная с деньгами, нанесла ущерб всем членам группы. Съемки проходили в 1998 году. Актерам и техработникам для оптимизации налогообложения на зарплату открыли счета в банке и перечислили туда гонорары. 17 августа произошел дефолт, и суммы в российских рублях обесценились. Среди пострадавших оказался и сам Говорухин.
Однако создатели верили, что кинопрокат покроет все расходы, ведь ленту зрители ждали с нетерпением. Интерес к ней вызвали публикации о съемках в центральной прессе. Но случился неожиданный поворот. Фильм не допустили к показу из-за романтизации в нем самосуда. К слову, гораздо позже, в 2007 году, в Брянске пенсионер расстрелял двоих человек, избивших его, и был осужден. На следствии он ссылался на ленту.
Кино в итоге показали в эфире телеканала НТВ в позднее время. Вскоре зрительская любовь затмила запреты, тем более что ситуация в России стремительно менялась. Картину ожидало фееричное фестивальное будущее. В 1999-м на «Лістападзе» в Минске она произвела фурор и получила Гран-при кинофорума. Фильм в белорусской столице представляли сам режиссер и Владислав Галкин, находившийся здесь на съемках еще одного хита — «В августе 44-го…».
Еще материалы рубрики:
«Сто дней после детства»: как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр
Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»
«Мужики!..»: почему после просмотра фильма прослезилась вся страна, включая Брежнева
Смотрите также: