Вошли с трех сторон. Как освобождали Минск 3 июля 1944 года
Кто и как освобождал Минск 3 июля 1944 года, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Рев тысяч моторов, гром тысяч орудий возвестили о начале освобождения Беларуси. 23 июня 1944 года началась операция «Багратион». В первые же дни оборона противника была прорвана, советские танки устремились вперед. Через неделю путь на Минск был открыт. Спустя три года после начала Великой Отечественной воюющие стороны поменялись ролями. В этот раз советские войска наступали, а в котлах оказывались гитлеровцы.
Рассвет освобождения
Ровно в 2:30 3 июля 1944 года всем бригадам и частям 2-го гвардейского танкового Тацинского корпуса был передан сигнал о начале наступления. В течение нескольких минут все три танковые бригады двинули на Минск на фронте шириной до 15 км.

Они первыми ворвались в Минск. Слева направо: наводчик Владимир Зотов, командир взвода Дмитрий Фроликов и механик-водитель Павел Карпушев. За ними стрелок-радист Иван Костюк
В центре полосы наступления, вдоль современного проспекта Независимости, со стороны Уручья, шла 4-я гвардейская танковая бригада под командованием Олега Лосика. Впереди основных сил на предельной скорости двигались отправленные в разведку три «тридцатьчетверки». Они первыми в районе обсерватории прорвались к городу. Здесь их встретила немецкая артиллерия. Гитлеровцам удалось подбить головную машину. Члены ее экипажа получили ранения, командиру машины гвардии капитану Павлу Коровникову оторвало ногу. Шедший следом танк Фроликова вышел прямо на немецкую батарею и подавил ее. Вскоре в эфире прозвучали слова: «Я — Фроликов. Нахожусь в Минске». Именно экипаж Дмитрия Фроликова стал первым, кто ворвался в пока еще оккупированный город на рассвете 3 июля 1944 года.
У парка Челюскинцев был подбит второй танк, его экипаж погиб. Танкистов похоронили неподалеку. Ныне об их подвиге напоминает памятный камень, установленный на бульваре Толбухина. На нем высечены имена павших освободителей Минска: гвардии младший лейтенант В. Е. Зенкин, сержанты Е. А. Ситников и Н. А. Кашников, рядовой М. М. Волынкин.
Танки бригады Лосика успешно продвигались вдоль нынешнего проспекта Независимости. Они захватили переправу в районе парка Горького и вышли в центр столицы.
Вдоль Логойского тракта наступали гвардейцы 25-й бригады под командованием Семена Булыгина. Головная рота Николая Колычева первой прорвалась в район Оперного театра и захватила уцелевший мост через Свислочь. Не мешкая, танкисты переправились через реку и устремились в район Юбилейной площади.
Интересный факт: Минск освобождал герой, служивший примером для всех бойцов 25-й гвардейской танковой бригады. Отважный танкист Николай Обыскалов пал смертью храбрых в боях осенью 1943 года. Взвод возглавил Николай Колычев, а в память о погибшем товарище назвал свою боевую машину его именем. Танк Т-34 «Лейтенант Обыскалов» Колычева громил фашистов на минских улицах 3 июля 1944 года.
Со стороны Слепянки вдоль железной дороги наступала 26-я гвардейская танковая бригада под командованием Степана Нестерова. Ей была поставлена задача отбить промышленный район вокруг нынешней улицы Октябрьской и разгромить врага в районе железнодорожного вокзала. Танкисты стремительно захватили мост у современного стадиона «Динамо» и с ходу овладели центральным вокзалом города. Им достались значительные военные трофеи: на железнодорожных путях стояли груженные техникой и военным имуществом эшелоны. На привокзальной площади наблюдалось скопление фашистских солдат и офицеров, на позициях стояли пушки и пулеметы.
Появление 1-го танкового батальона капитана Васильева оказалось для них полной неожиданностью. Гитлеровцы считали, что советские бронемашины не переправятся через Свислочь. Застигнутые врасплох оккупанты стали беспорядочно отступать на запад.
Согласно донесениям, части Тацинского корпуса в районе 10–11 часов утра прорвались через Минск и вышли за его западные окраины. Танки, выполнив поставленную задачу, остановились в районе современных жилых районов Кунцевщина и Сухарево. Заняли оборону и стали готовиться к продолжению наступления в направлении Ракова.
О том, что воочию увидеть ликование минчан тацинцам не удалось, с сожалением писал в своих мемуарах Алексей Бурдейный: «К середине дня корпус вышел из города, заняв отведенные ему рубежи западнее Минска. Это означало, что возможности получить помощь извне гарнизон в Минске был лишен. К середине дня в город уже втягивались подоспевшие стрелковые части. Нам обстановка не позволила стать участниками горячей встречи с освобожденным населением столицы Белоруссии. Мы стремились к этому от самой Орши, сделали для этого все, что в наших силах, но к моменту, когда улицы заполнились ликующими минчанами, мы уже были километрах в десяти западнее города… И все же отчасти разделили общее ликование — мы послали в город наших представителей. Вернулись они ошеломленные всем увиденным и пережитым на улицах столицы Белоруссии».
Лавры освободителей Минска достались танкистам-тацинцам. Именно они были первыми, кто на своих бронированных машинах пронесся по городу, захватывая стратегические узлы, уничтожая и рассеивая противника.
Мы помним, что кроме трех танковых бригад в состав 2-го Тацинского корпуса на 3 июля 1944 года входили 4-я гвардейская мотострелковая бригада, 401-й и 1500-й самоходные артиллерийские полки, 79-й отдельный мотоциклетный батальон, 273 минометный полк, 28-й гвардейский минометный дивизион и 1695-й зенитный артполк.
Помним и то, что в боях за Минск 3 июля 1944 года отличились еще два танковых корпуса. 3-й гвардейский танковый Котельниковский корпус, наступавший с севера из района Острошицкого городка, и 1-й гвардейский танковый Донской корпус, ворвавшийся в Минск с юго-востока.
Не забудем о пехотных, артиллерийских и моторизированных частях 11-й и 31-й армий, зачистивших город от гитлеровцев. Более 50 воинских частей и соединений, отличившихся при освобождении Минска 3 июля 1944 года, награждены орденами и удостоены почетного наименования Минских.

Герой Советского Союза А. Бурдейный, У. Миндубаев и Герой Советского Союза Н. Колычев
Помним партизан, проведших советские войска по известным лишь им лесным тропам, а также минских подпольщиков. И, конечно, фронтовых корреспондентов, рассказавших и показавших всему миру освобождение Минска от оккупантов.
3 июля 1944 года в Москве в честь освобождения Минска был дан салют первой категории — 24 залпа из 324 орудий!