Излишняя политизированность избирательных кампаний повышает накал социального напряжения
С каким документом, кроме паспорта, можно прийти на выборы? Кто имеет право на получение бюллетеня на дому? Какими полномочиями наделены официальные наблюдатели за ходом избирательной кампании и выборов?
На эти и другие вопросы ответил во время онлайн-конференции Николай Лозовик. Секретарь Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о новшествах и особенностях нынешней избирательной кампании.
– В декабре 2013 г. были внесены изменения и дополнения в избирательный Кодекс, которые применяются во время нынешней кампании. В первую очередь эти изменения коснулись финансирования выборов. Ранее кандидатам на пост Президента выделялись средства из бюджета для изготовления печатной агитационной продукции за счет государства. На эти средства кандидаты ее изготавливали и начиналась «война листовок»: одни агитаторы расклеивали листовки своего кандидата, другие агитаторы срывали их и расклеивали листовки другого кандидата. У избирателя не было полной ясности: кто же баллотируется на выборный пост? Сейчас деньги кандидатам из бюджета не выделяются. За счет этих средств ЦИК изготовила общую листовку и по почте направила ее всем избирателям. Таким образом, люди получили возможность из одного источника получить информацию обо всех кандидатах.
Еще одно новшество касается избирательного фонда. Ранее формировать его имел право только зарегистрированный кандидат. Но, чтобы им стать, надо собрать 100.000 подписей, а это весьма трудоемкое мероприятие, требующее не только организационных усилий, но и финансовых средств. Поэтому в законодательстве появилась новая норма: избирательный фонд кандидат на пост Президента может формировать еще до своей регистрации, сразу после регистрации инициативной группы. Из этого фонда потенциальный кандидат может оплачивать работу сборщика подписей.
Ранее кандидат на пост Президента в свой избирательный фонд мог внести примерно 1 % средств от его предельного размера. Сегодня такой фонд составляет примерно 105.000 долларов. Для некоторых граждан Беларуси эта сумма не астрономическая. На улицах Минска немало авто, которые стоят гораздо дороже. И, наверное, некоторые лица, которые претендуют на то, чтобы стать Президентом, в состоянии внести такую сумму в свой избирательный фонд из собственных средств. Такая норма появилась в избирательном кодексе.
Главные расходы по подготовке и проведению выборов несет государство. И эти расходы немалые. Поэтому прилагаются серьезные усилия для того, чтобы выборы были результативными. Организационная и идеологическая работа направлена на то, чтобы призвать граждан к активному голосованию. На это направлена и новая норма закона, запрещающая агитацию, направленную на срыв, перенос или бойкот выборов.
Яркая отличительная особенность нынешней избирательной кампании – ее информативная насыщенность. Задолго до начала досрочного голосования в республике практически не было людей, которые бы не знали, что в стране будут проходить выборы. Большинство знали, кто баллотируется на пост Президента. По сравнению с прошлыми выборами, средства массовой информации уделяют гораздо больше внимания и выборам как событию, и кандидатам, и проводимым ими мероприятиям. При этом значительно больше стало уделяться внимания кандидатам, которые являются оппонентами нынешней власти. Информация о них и об их действиях подается в положительном ключе, с соблюдением паритета времени и объема информации. Действия самих кандидатов на пост Президента отличаются большей политкорректностью. Естественно, агитационная работа не может быть без критики. Но критика, звучащая из уст практически всех кандидатов и в адрес друг друга, и в адрес действующей власти, бывает достаточно жесткой, но, как правило, не переходит рамки приличий.
Зарубежные наблюдатели отмечают, что нынешние выборы проходят в спокойной обстановке. Но некоторые из них отмечают это как недостаток. Я же думаю, что это одно из достоинств наших выборов. Пример некоторых государств – в том числе и соседней Украины – показывает, что излишняя политизированность избирательных кампаний повышает накал социального напряжения и в итоге приводит к игнорированию избирательного законодательства, Конституции и всяких человеческих законов морали. Как результат – вместо законных выборов проводятся мероприятия типа «майдан», а вместо Конституции и Закона главенствующую роль в обществе играет закон силы, а спорные вопросы решаются с помощью танков и автоматов. Поэтому наши люди ценят спокойствие и дорожат им.