Вывести театр на новый уровень. Поговорили с «Минским мастером» Владиславой Артюковской
Впервые за историю конкурса профессионального мастерства «Минский мастер» в 2025 году появилась номинация «Лучший режиссер». Победителем стала художественный руководитель Молодежного театра эстрады Владислава Артюковская. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— Неожиданно и очень приятно получить признание! Некоторое время вместе с «Минскконцертом» я подготавливала торжественную церемонию для «Минского мастера». Но одно дело, когда чествуют кого-то, и другое, когда ты — среди награжденных мастеров. Незабываемые впечатления! — призналась В. Артюковская.
— Общаясь с артистами Молодежного театра эстрады, не раз слышала мнение, что после того, как вы стали художественным руководителем, многое изменилось. Впервые в репертуаре появились серьезные, глубокие постановки. Вы сразу пришли к пониманию, что театру нужны преобразования?
— Да. В Министерстве культуры возникло понимание, что театру нужны перемены, и министр культуры (им тогда был Юрий Бондарь) предложил присмотреться к театру в качестве его худрука.
В то время в репертуаре было много концертов и буффонады. Я посмотрела, что московский и питерский театры эстрады ставят не только комедии, но и глубокие спектакли. Решила, что неверно и неуважительно по отношению к талантливым артистам с уникальными голосами показывать однотипные постановки. Поняла, что предложение поступило вовремя и будет правильно посвятить этому делу часть своей жизни, чтобы поднять театр на новый уровень.
— Исполнители признавались, что они — не актеры и им трудно было привыкнуть к изменениям.
— Специально вначале взялась за легкий жанр мюзикла. Актерам нужно было чуть-чуть выйти из эстрадного амплуа и попробовать стать артистами. Мы проводили специальные тренинги, у труппы появился азарт, коллеги с жадностью впитывали знания.
Конечно, практически у всех в вузах были курсы актерского мастерства, но эти навыки не были востребованы. Я открывала для коллег драматичность каждой песни, то, что ее нужно проживать, а любой выход на сцену имеет смысловое значение. Мы начали с простого мюзикла «Бурлеск». Выяснилось, что зрителям это интересно, они раскупали билеты. Уже семь лет он идет с аншлагами. Потом поставили комедии, мюзикл с драматической составляющей, и в какой-то момент пришло понимание, что нужно выходить на новый уровень, так появился мюзикл «Гурьянов».
Четко понимала, что никто не ставил спектакль на эту тему. Это был эксперимент, и он удался. Большую школу артисты проходили с нуля, и до сих пор они благодарны, что удалось многое освоить. Почувствовали в себе силу, раскрылись и вышли на более высокий уровень. Они настолько интересны в новых образах, что зрители порой их не узнают на сцене.
— Безусловно, Жанет в образе Лейкиной в спектакле «Гурьянов», Инга Киселёва — связистка, которая безответно любит в «Без срока давности», а Руслан Чернецкий в роли Гурьянова — удивительно точное попадание в образы. Публика удивилась тому, что у театра появились такие спектакли в афише.
— Из Питера приезжали известные коллеги-режиссеры, которые отмечали, что у наших артистов высокий профессиональный уровень, а у театра очень крутые постановки. Были восхищены и не ожидали такое увидеть. А в Москве нас очень тепло принимали. Говорили, что мюзикл-биография «Гурьянов» — чудо, которое нужно показать по всей России.
— Может, у вас в ближайших планах намечено покорение новой вершины?
— Приступаем к постановке мюзикла «Мастер и Маргарита» (автор сценария и режиссер-постановщик В. Артюковская. — Прим. авт.). Рассказ ведется от имени двух героев, которые ищут продолжение романа Мастера в нехорошей квартире. Мы приступили к репетициям. Зрителей ждет интересное художественное решение и неожиданные декорации, музыку пишет Александр Сухарев. Премьера запланирована на февраль 2026 года, надеемся, что все успеем.
— Вы известны как режиссер различных проектов и концертов. Где берете силы для такой разноплановой работы?
— Раньше я еще успевала преподавать в Белорусском государственном университете культуры и выпустила курс, многие ребята из которого пришли работать в наш театр, вырастила молодых режиссеров. Так, Игорь Кривулько в этом году был главным режиссером концерта, который проходил 3 Июля у стелы «Минск — город-герой». Радостно, что приходит новое поколение, которому мы передаем свои знания.
Когда заканчиваются креативные идеи, мне звонят и просят помочь придумать то, до чего не додумались другие, и я берусь за дело. Также пишу пьесы, которые идут с большим успехом.
Философски отношусь к своей усталости. Если спрашивают совета, значит, надо помогать. Черпаю вдохновение у талантливых людей, с которыми работаю. Когда поздравляют и благодарят, ощущаю, что делаю что-то нужное.
Если не живешь для обогащения и собственной славы, а руководствуешься духовными понятиями, небеса посылает вдохновение. Я — верующий человек, и соприкосновение с пьесой «Гурьянов» — и моя личная история.
Зрители пишут и рассказывают, что спектакль меняет их судьбы, они по-другому относятся к жизни, по-иному ее строят. Такой результат дороже любых наград и почестей.
Справочно
В. Артюковская — автор и режиссер постановок в Молодежном театре эстрады: мюзикла-детектива «Джек Потрошитель», мюзикла-биографии «Гурьянов», мелодрамы «Без срока давности» и других.
Читайте также:
- «Командовать парадом буду я!». В театре им. Горького покажут премьеру «Двенадцать стульев»
- Смерть Джона Рида, советский Кенигсберг и Жерар Филип в Москве. Этот день в истории: 17 октября
- Кто похитил памятник Леонову, и как наложница стала императрицей Китая. Этот день в истории: 16 октября
- Неистовый темперамент и полное погружение в роль. Вспоминаем приму Купаловского — Лилию Давидович
- «Переполняют волнение и гордость». Работников культуры поздравили в Минске
Смотрите также:
