Взломав корпоративную почту, хакеры пытались обмануть сразу две компании — из Беларуси и Словакии
Сотрудник жодинского предприятия перечислила положенную по договору предоплату за товар почти на 13 тыс. евро. Почему эта сумма чуть не попала на счета кибермошенников, в программе «Причины и следствие» на «Радио-Минск» рассказала официальный представитель Следственного комитета Юлия Гончарова, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Жодинские следователи расследуют уголовное дело о покушении на мошенничество в особо крупном размере и несанкционированном доступе к компьютерной информации, совершенном из корыстной заинтересованности.
Суть такова — в милицию обратился директор предприятия из Жодино и пояснил, что 25 января 2021 г. через электронную почту неизвестные вынудили сотрудника предприятия перечислить 12 631 евро в качестве предоплаты за поставку продукции по ранее заключенному договору.
А начиналось все с того, что в 2019 г. между белорусским предприятием и поставщиком из Словакии был заключен договор на поставку продукции. Согласно условиям договора поставщик переслал продукцию, но она оказалась ненадлежащего качества. Но не это главное, в действительности поставщик оказался надежным и согласился заменить бракованную продукцию. Возникает закономерный вопрос: в чем же тогда обман?
В этой истории появились кибермошенники. Как позже выяснят правоохранители, еще в 2019 г. некие хакеры получили доступ к электронной почте одного из сотрудников белорусского предприятия и завладели деловой перепиской. Они создали два новых почтовых ящика: первый — сотрудника, второй — компании-поставщика. Электронные адреса этих почтовых ящиков были схожи, различить их можно было лишь при внимательном прочтении, так как в первом случае поменяли лишь одну букву, во втором — добавили точку.
25 января на электронную почту сотрудника из Беларуси поступило письмо якобы от организации-поставщика, где говорились об изменении реквизитов для оплаты товара в связи эпидемической обстановкой. Ничего не подозревающий бухгалтер оформила документы на оплату, после чего они были направлены в банк. Началась процедура международного денежного перевода.
Через некоторое время с сотрудником белорусского предприятия по телефону связался представитель из Словакии. Выяснилось, что оплата в Европу не поступила, а с почтового ящика белорусского предприятия поступили два разных счета для возврата денежных средств за бракованную продукцию. Представителям компаний стало понятно, что переписку от их имени вели мошенники, которые решили обмануть оба предприятия. К счастью, белорусской компании удалось вернуть деньги, так как они еще не дошли до получателя.
В ходе следствия установлено, что предоставленные мошенниками счета зарегистрированы в Германии и Испании, а несанкционированный доступ к электронному ящику сотрудника белорусского предприятия осуществлялся с IP-адресов Польши и Российской Федерации.
Следователи допросили сотрудников предприятия, банковского учреждения, провели осмотр компьютерной техники, электронного почтового ящика. Готовится направление просьб об оказании международной правовой помощи.
Расследование уголовного дела продолжается. Данный случай примечателен еще и тем, что мошенники пытались получить деньги сразу от двух организаций.
— Поэтому хотелось дать руководителям и сотрудникам организаций простой совет: если вы получили сообщение по электронной почте о смене платежных реквизитов, свяжитесь с получателем перевода (желательно по телефону, видеосвязи, а не в переписке) и уточните, действительно ли он отправил данное письмо. Времени это займет немного, но поможет вам сберечь деньги, — посоветовала Ю. Гончарова.
Смотрите также: