«Я, извините, космополит». Как народный артист РСФСР Евгений Лазарев ребенком оказался в оккупированном Минске
Народный артист РСФСР ребенком оказался в оккупированном Минске, а позже сумел найти себя в Голливуде. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Проза жизни
Немногие известные в СССР актеры и режиссеры могут похвастаться, что по всему миру ставили русскую классику и одновременно снимались в легендарных американских сериалах и фильмах. При этом еще и органично озвучивали компьютерные игры. Лазарев же делал это легко и непринужденно.
Родился Евгений Николаевич в Минске в марте 1937-го. 31-летний отец мальчика, инженер-строитель, умер от болезни, когда сыну было два года. Мать, работница картографической фабрики, кроме профессиональной деятельности увлекалась пулевой стрельбой. Поэтому 22 июня 1941 года ее как обладательницу знака «Ворошиловский стрелок» направили на окраину Минска на защиту аэродрома. В первые два дня войны этот аэродром разбомбили, о чем вскоре прошел слух. Женя, оставшийся со своей тетей Мусей, Марией Лесковской, предполагал, что мама погибла. 24 июня начались массированные бомбардировки города. Будущий актер с Мусей прятались в подвалах. Вечером вышли на улицу, увидели центр в руинах, группы людей, пытающихся выбраться из города, тем не менее решили повременить с эвакуацией. Во-первых, Мария по-прежнему не верила, что враг доберется до столицы республики. Во-вторых, их дом в частном секторе остался невредим.
В-третьих, теплилась надежда, что мама Жени еще жива и обязательно найдется. Выдержали они и последующие бомбежки, и хаос, и мародерство на городских улицах. Бежать решили только 28-го числа, когда в столице БССР появились вражеские мотоциклы.
Им удалось выйти на Могилевское шоссе. Несколько суток шли на восток, укрывались в лесах от вражеских налетов, ночевали на деревенских сеновалах. В один из дней присоединились к очередной колонне беженцев. Но подразделения немцев заставили женщин с детьми повернуть назад. Женя с Марией возвратились в Минск. Теперь Мусе нужно было заботиться о четырехлетнем племяннике. Она устроилась подсобной рабочей на стройку, по вечерам трудилась посудомойкой и как-то пыталась просвещать мальчика.
Общество осудило некоторых актеров, оказавшихся в оккупированном Минске и согласившихся в таких обстоятельствах продолжить играть в Белорусском государственном драматическом театре (позже Национальный академический театр имени Янки Купалы). Впрочем, особого выбора у них не было. Но нельзя забывать: играли они для местного населения только белорусскую классику. По признанию Лазарева, на постановки его водила тетя. Благодаря культурному просвещению он и влюбился в театр. Это не укладывается в антифашистскую риторику, но такова проза жизни.
Когда в 1944 году Минск освободили, осенью выяснилось: мама Жени жива!
В 1941-м ей удалось покинуть город! Судьба сложилась так, что теперь она находилась в селе Благовещенка Алтайского края, где вышла замуж. Туда она увезла сына, и он отправился в школу.
Анкетные данные

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
В деревне, естественно, не было театра, но в клубе иногда показывали кино. А еще в школе открыли драматический кружок. Женя с удовольствием участвовал в спектаклях. Окончил школу с золотой медалью. Домашние считали профессию актера несерьезной, и он поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Оказавшись в столице СССР,
Евгений в первый год учебы не раз посещал театры и к концу первого курса понял: точные науки не для него. Забрав из МАИ документы, он с легкостью поступил в Школу-студию МХАТ. С ним на курсе учились Анатолий Ромашин, Татьяна Лаврова, Альберт Филозов, Вячеслав Невинный.
По окончании вуза в 1959-м актер хотел остаться в Москве, его звали в несколько коллективов, но кадровики припомнили анкетные данные: был на оккупированной территории — и отправили в Рижский театр русской драмы. Через два года, в 1961-м, ему удалось попасть в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского.
Несмотря на то что в коллективе было немало заметных звезд его возраста, режиссеры не обделяли Лазарева предложениями: он сыграл много ярких ролей — от Стэнли Ковальского в «Трамвае «Желание» Уильямса до генерала Чарноты в «Беге» Булгакова.

С Анной Обручевой и сыном Николаем
Первая же роль в кино стала для актера судьбоносной. Он вспоминал об этом так: «Весной 1960 года меня утвердили на одну из главных ролей в фильме Свердловской киностудии «Длинный день». Съемочная группа собралась вместе в экспедиции в общежитии строителей Воткинской ГЭС на Каме. С одной стороны общежития — рабочий поселок, вдали — Кама, вечером — огни стройки. С другой стороны, под нашими балконами, начинался нетронутый бесконечный лес, куда мы ходили за грибами. В общежитии жили, готовили на одной коммунальной кухне исполнители главных ролей Афанасий Кочетков, Леонид Харитонов, молодая артистка Центрального детского театра Анна Обручева, с той поры и до сего дня моя жена». Потом в семье родился сын Николай, тоже ставший актером.
В советском кино Евгений исполнил более 50 ярких ролей, но главных было немного. Удивительно, но в историю кино актер вошел, сыграв разведчика Емельянова, который не произнес ни единого слова, сопровождая жену Штирлица на ее молчаливом свидании с супругом в кафе «Элефант».
В образе Папы Римского
В 1984 году Евгений Лазарев стал главным режиссером Театра на Малой Бронной. Взять для начала карьеры опальную пьесу «Вы чье, старичье?» по Борису Васильеву было смелым поступком. Это произведение о беспросветной жизни старшего поколения в деревне.
В 1988-м он перешел на новое место, в Театр имени Моссовета, где служил в качестве актера и режиссера. В первой половине 1990-х Евгений Николаевич благодаря друзьям-эмигрантам ставил пьесы Чехова и других русских классиков в США, Норвегии, Мексике и Германии. Особым спросом его спектакли пользовались в Лос-Анджелесе. В итоге он переехал туда с супругой. В чужой языковой культурной среде проблем со съемками не возникло. На английском он говорил свободно. В боевике «Святой» актер сыграл президента России. В картине «Железный человек 2» выступил в роли отца гениального советского ученого, которого сыграл Микки Рурк. В фильме «Розовая пантера 2» Евгений Николаевич появился в образе Папы Римского.
Снимаясь в Голливуде, Лазарев преподавал режиссуру в Школе кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии. Стал членом Гильдии киноактеров США. А еще летал в Россию и снялся в «Турецком гамбите», «Убойной силе» и других российских хитах 2000-х.
Последней картиной для артиста стала «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ» (2014). Через два года Евгений Николаевич ушел из жизни.
В советском кино Евгений исполнил более 50 ярких ролей.
Еще материалы рубрики:
Как Станислав Ваупшасов сражался с гитлеровцами и приближал освобождение Беларуси
Самая редкая и самая дорогая награда Великой Отечественной: кому и за что вручали орден «Победа»