«Я не революционер». Художница Анна Силивончик — о творчестве и личной жизни
Однажды познакомившись с живописью Анны Силивончик, сразу подпадаешь под ее обаяние. Не избежала этой участи и корреспондент агентства «Минск-Новости».
Ее картины можно разгадывать как ребусы, настолько они многослойны, парадоксальны, ироничны. И сама А. Силивончик многолика и многогранна: рисует, пишет сказки и стихи, ставит спектакли в домашнем театре теней, участвует в городских проектах.
Шиворот-навыворот
Мир ее картин — сложный и наивный, полный скрытых и явных смыслов, населенный людьми и животными, сказочными и мифическими существами — завораживает и погружает в себя. Признаюсь, очень удивилась, услышав, что художница считает себя абсолютным реалистом.
— Я часто отталкиваюсь от обычной житейской истории, услышанного, увиденного, но просто говорю об этом несколько иносказательно, используя мифологические или сказочные образы, — рассказывает Анна. — Прототипы моих персонажей и сюжетов на холсте — знакомые, друзья, истории их любви, страданий, мечтаний, разочарований, окрашенные моим отношением, мыслями и чувствами.
Основной посыл творчества художницы — неоднозначность, сложность, противоречивость жизни и мира. Она смотрит на явления, события, людей, вещи под разными углами зрения, видит разные грани и хочет показать: нет черного и белого, нет дистиллированной правды и лжи, красоты и уродства, добра и зла. За серьезным часто проглядывает смешное, за страшным — веселое, за силой — слабость, за мягкостью порой кроется несокрушимая твердость, и даже добро, которое активно себя насаждает, иногда способно обернуться злом.
«Ночные мотыльки спят днем», «Нам не страшен серый волк», «Игра с переодеванием», «Синяя птица Синей Бороды», «Когда ты рядом, моя душа поет». Даже названия картин Силивончик часто подсказывают, о чем она хотела поведать зрителю. Вместе с тем ей нравится, когда ее работы прочитывают по-своему. Ведь творчество — это диалог с самим собой и окружающими.
— Мне кажется, главное для любого художника — быть искренним в творчестве, — говорит Анна. — Не стараюсь угодить, подстроиться под вкусы публики, но и не стремлюсь ее шокировать и эпатировать. Я не революционер — ни в жизни, ни в искусстве. Происходящее внутри волнует меня гораздо больше, чем то, что творится снаружи. Мне ближе отстраненная форма бытия, жизнь в своеобразном коконе.
Картины А. Силивончик сегодня хранятся в частных и государственных коллекциях по всему миру. Каких-то титанических усилий для их продвижения она не делает.
— Чтобы тебя больше покупали, надо активнее выставляться, — считает Анна. — Лично мне это не в тягость, наоборот, хочется поделиться, показать миру свои произведения. Конечно, если мечтаешь купаться в роскоши, то лучше выбрать другую профессию. А на нормальную жизнь художник и у нас при желании может заработать.
Сказки для взрослых и детей
Что поражает в А. Силивончик помимо одаренности, так это ее работоспособность и многообразие увлечений. В год она рисует около 100 картин. Скоро должен выйти ее сборник сказок и стихов для взрослых «И жили они долго и скучно» в авторском дизайне. Это третья книга Анны, первые две — «Большие секреты» и «Счастливый случай» — предназначались детям. Очень интересным Анна считает опыт сотрудничества с украинским издательством, для которого иллюстрировала «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери. Одно время всю свою семью увлекла участием в теневом театре «Велиструхен». Вместе поставили четыре спектакля и представляли их публике. Сейчас Анна пробует себя в компьютерной анимации и видеоарте. А еще фото ее работ сегодня можно увидеть в оформлении витрин большого столичного универмага. Это предложение поступило от дизайнеров магазина, и художница согласилась: любопытно представить свое творчество в новом формате и увидеть реакцию горожан!
Три художника на семью
Как-то во время учебы в академии искусств Анна задержалась в мастерской, проголодалась и забежала в продуктовый. Стоя в кассу, отгрызла полбулки и вдруг обнаружила, что забыла в мастерской кошелек… Ситуация! Но тут увидела однокурсника Василия Пешкуна. В общем, он выручил девушку. Выйдя из магазина, они пошли вместе звонить (да-да, мобильников у бедных студентов тогда не было) в Гомель, откуда оба родом. Конечно, разговорились. Ну и закрутилось…
Несмотря на продолжительный брак (18 лет!), под влияние друг друга они не попали.
— Нам сложно осуществлять совместные проекты именно из-за нашей разницы, — говорит Анна. — Но в целом она нас с мужем не напрягает. Лично я вижу в нашем союзе плюсы: занимаясь одним делом, лучше понимаешь друг друга.
Сегодня у каждого свой список наград и побед. Совместное самое большое достижение А. Силивончик и В. Пешкуна — дочь Мария. Она тоже рисует. Поступив в Гимназию-колледж искусств имени И. О. Ахремчика, так увлеклась изобразительным искусством, что другой судьбы себе не желает.
— Творчество близких особенно сложно объективно оценить, — отмечает А. Силивончик. — Я много с Машей занималась, и в ее работах пока еще ощущается мое влияние. Надеюсь, со временем она от него освободится. Мы с мужем будем только рады, если в профессии она пойдет дальше нас. Мы с Петровичем не самые строгие родители, требуем от Маши только не врать и не лениться.
Анна категорически не согласна с тем, что творческим личностям вместе трудно и тесно. Им удобно и интересно. Они с удовольствием выезжают вместе на пленэры. Каждый рисует свое. Василий — пейзажи. Анна — сюжеты из жизни вокруг. Например, кошку, которая в благодарность за еду каждое утро приносит художникам мышь. Отдыхают часто всей семьей.
— Жизнь — это тоже творчество, семья — проект, — считает А. Силивончик. — В близких, в отношения нужно вкладываться, тратить и силы, и время. Хочешь праздника — значит, постарайся и организуй его себе в самый будничный день. Стоит только настроиться.
Фото из личного архива Анны Силивончик