За две недели января на снегоплавильне утилизировали более 17 тыс. кубометров снега
На один самосвал со снегом — 2-3 минуты, в сутки — до 400 машин. Как в Минске работает единственная в Беларуси снегоплавильная станция, узнавал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Снегоплавильня находится в сотне метров от кольцевой автодороги в Чижовке, на улице Машиностроителей, 43. Перед пропускным пунктом 2 самосвала в ожидании своей очереди. Еще 2 машины внутри объекта. Снег сгружают на огромные, как у мясорубки, шнеки сепаратора-дробилки и через несколько секунд уходит в приемную камеру. Всем процессом утилизации управляет один оператор. Сегодня на посту ветеран УП «Минскводоканал» Петр Лущик.
— На предприятии я уже 49 лет, трудился слесарем, оператором очистных сооружений, бригадиром, — рассказывает Петр Петрович. — В начале прошлого года ушел на пенсию, но через несколько месяцев вернулся в родной коллектив. В штате снегоплавильни, функционирующей круглосуточно, 13 человек: по 4 оператора, диспетчера, дворника и водитель мини-погрузчика. За исключением последнего работника у остальных смена длится по 12 часов. Процесс утилизации снега проходит быстро: 1 машина — 2-3 минуты, еще пару минут — оформление документов на КПП.
На 2-м этаже в операторской четыре пульта. Все взаимодействие на объекте — по рации. К сепаратору-дробилке подъезжает очередной самосвал. Лущик включает его секцию.
— При разгрузке нужно быть особенно внимательным, — поясняет Петр Петрович. — Вместе со снегом порой выгружают и крупный мусор, бордюры, тротуарную плитку, металлические пруты. Дорогостоящее оборудование может выйти из строя. Снегоплавильня способна одновременно принимать 4 машины. Несколько дней назад после снегопада был сплошной поток, самосвалы стояли вереницей за КПП. За 12 часов дневной смены пропустили 130 единиц, еще 80 — ночью. В прошлую особо снежную зиму за дневную смену обслуживали и по 250 самосвалов. 45-минутный обед сокращался до минимума, а то и просто смещался на более позднее время.
Процесс утилизации снега несложен. После разгрузки он в приемной камере перемешивается со сточными водами, поступающими из городской канализации, температура которых около +15 °С и выше. Положительная температура и напор воды расплавляют снег, после чего смесь уходит в песколовку, где происходит окончательное плавление этой массы. В конце песколовки установлены решетчатые корзины, которые по мере наполнения поднимают и мусор с песком выгружают в накопительный контейнер. Затем его вывозят на полигон твердых коммунальных отходов. Смесь талых и сточных вод из песколовки самотеком отводится по трубопроводу в канализационный коллектор, оттуда — на Минскую очистную станцию.
— Проектная мощность станции около 5 тысяч кубометров снега в сутки, или 333 «МАЗа» с объемом кузова 15 м3, — отмечает начальник участка насосных станций УП «Минскводоканал» Антон Погребицкий. — В особо напряженные дни двух минувших сезонов она обслуживала в сутки 350-400 машин, которые сюда прибывали из Заводского, Ленинского и Партизанского районов. Тогда в общей сложности было утилизировано около 150 тысяч м3 снега, на 14 января текущего года — 17,5 тысячи м3. Обошелся этот пилотный проект городской казне в 1,5 млн долларов, срок его окупаемости — 3-4 года. С учетом затрат на создание многочисленных полигонов, доставки и складирования на них снежной массы, а также экологических потерь, думаю, этот объект уже зарекомендовал себя с лучшей стороны. И вполне вероятно строительство снегоплавилен на базе канализационно-насосных станций в других районах столицы.
Фото автора