За рамками стереотипов: молодой, образованный… столичный дворник
Почему столичный студент пошел в дворники, что он думает о стереотипах, чистоте дворов и человеческой совести и какие планы строит на будущее, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
Михаил Радченко – необычный дворник. Хотя сам он так не считает. Первое, что выделяет его среди коллег, – возраст. Парню всего 22, из них последних полтора года осваивает ремесло рабочего по комплексной уборке.
– Когда пришел в ЖЭС № 5, был студентом третьего курса Индустриально-педагогического колледжа, – рассказывает Михаил. – На летних каникулах просто решил подработать. А осенью предложили постоянное трудоустройство, я согласился.
Колледж Михаил уже окончил, стал техником-строителем, мастером производственного обучения. Нашел работу по специальности, а зарплата дворника 2,5 млн рублей (за неполный рабочий день) – дополнительный доход. Говорит, что такой вариант, в том числе условия работы, устраивает. При этом продолжает учиться. Сейчас он студент-заочник Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. После окончания будет учителем начальных классов. Хотя и эта профессия – не главная цель.
Михаил с детства мечтает стать машинистом и водить поезда. Поэтому в будущем намерен покорить очередное учебное заведение, получить соответствующее образование и осуществить задуманное. А пока идет по жизни к мечте, чисто и на совесть убирает обозначенную мастером ЖЭС территорию – двор дома № 46 на проспекте Независимости и два подъезда в нем. Столь специфичной работы не гнушается и не считает ее чем-то зазорным.
– У нас в обществе сложился стереотип: если человек – дворник, значит, он обязательно пьющий, неблагополучный. Или пенсионер. Я с этим не согласен, – убежден собеседник. – Знаю не понаслышке, что дворы подметают немало достойных людей. Мало ли как у кого складываются обстоятельства. Одних жизнь заставляет брать в руки метлу, другие выбирают эту работу в качестве дополнительной, третьим просто нравится трудиться на свежем воздухе, общаться с жильцами. Другое дело, что в рабочие по комплексной уборке берут разных людей – не хватает рук. Конечно, в такой ситуации нужны дополнительные стимулы. Если бы, например, выделяли те же арендные квартиры, устраивались бы и приезжие. Я вот тоже не минчанин, родился и вырос в Жодино. И мне просто повезло, что в столице живет брат, у которого пока квартирую. А иначе даже не знаю, как бы решал жилищный вопрос.
Хорошим стимулом, по мнению нашего героя, могут стать некоторые изменения в перечне обязанностей рабочих по комплексной уборке. Например, он уверен, что полностью отвечать за чистоту в подъездах и поддерживать там порядок должны сами жильцы. А дворник – убирать только территорию, прилегающую к дому.
– Наши люди привыкли, что их владения и ответственность заканчиваются за дверью квартиры, – сетует молодой человек. – Но ведь подъезд, как, впрочем, и двор, – это все их дом. Не понимаю, почему многим безразлично, что происходит за пределами их квартир. А неравнодушие они проявляют, когда, например, уберешь в подъезде, а тут же опять кто-то намусорит – и виноват при этом конечно же дворник. Или возле дверей своих же квартир бросают мешки с мусором, загромождают подвалы всяким хламом…
Так что среди дворников, как и среди жителей, встречаются разные люди.
Фото Алексея Колесникова