«За укрывательство евреев грозила казнь — началась смертельная игра в прятки». Логойский холокост
В ходе Холокоста в Беларуси погибли более 800 тыс. евреев. И без того ужасающая цифра могла быть гораздо больше, если бы не самоотверженность тех, кто, не будучи евреем, рискуя собственной жизнью и подвергая опасности жизни близких, спасал евреев от нацистской чистки. О том, как это происходило в Логойском районе, где свято чтут подвиг земляков и хранят память обо всех погибших на здешней земле, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
С Натальей Старченко мы встретились в Логойском историко-краеведческом музее имени Константина и Евстафия Тышкевичей. Она принесла с собой дипломы и медали деда Петра Никифоровича, бабушки Янины Францевны и прабабушки Антонины Максимовны, которым в 1996 году было присвоено почетное звание «Праведник народов мира». Их имена навсегда увековечены на Стене памяти мемориального комплекса истории Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме.
Смертельная игра
— В годы Великой Отечественной войны в нашем районе были не только прихвостни-полицаи, служившие фашистам, но и люди, которые под страхом смерти спасали евреев, партизан, подпольщиков и красноармейцев, — рассказывает Наталья Владимировна. — Когда началась оккупация, немцы сразу же предупредили местных жителей, что за укрывательство евреев, коммунистов и военнопленных им грозит казнь. В Логойске было много беженцев из Минска и других городов. Одна еврейская семья, которая приехала из Душанбе погостить у родителей — Абрама и Ребеки Бенгис, устроилась по соседству. Но после приказа гитлеровцев хозяйка дома попросила их освободить жилье. Анну и ее дочь Тому тогда приютили мои родственники, уступив одну из комнат своего дома. 30 августа 1941 года, когда изверги устроили массовое убийство еврейского населения Логойска и Гайны, Янина Францевна уговорила семью Бенгис оставить внучку дома. Ребека, Абрам и Анна вместе с сотнями других евреев были расстреляны недалеко от поселка. Фашисты и их пособники продолжили зачистку Логойска. Для моих родственников началась смертельная игра в прятки. 11-летнюю Тому прятали где только могли — в хлеву, сарае, за дровами у прабабушки Антонины. Так продолжалось до 11 марта 1943-го, когда Петра Никифоровича, Янину Францевну и их трехлетнюю дочку Валю полицаи увели на допрос. Старших дочек Ходасевич, Таню и Майю (мою маму), тогда спас случай, они были у бабушки, и соседи их не выдали.
Зверям на растерзание
Через два дня за связь с партизанами Петра, Янину, их дочку Валю и еще четверых человек расстреляли на том же месте, где были уничтожены еврейские общины Логойска и Гайны. Среди убитых были тяжелораненый, без ног, летчик С. Т. Маслов и партизанский связной Н. И. Вершаль. Имя одного из семи погибших неизвестно до сих пор. Фашисты тогда запретили хоронить тела, и дикие звери их просто растерзали…
В 1960-е благодаря усилиям избежавших расстрела 30 августа 1941 года и их родственников на месте кровавой расправы над евреями была установлена небольшая мемориальная плита. В августе 2007-го в Нью-Йорке в мемориальном парке Холокоста открыты аллея и камень с плитой в память о жертвах Логойска и Гайны. Идею увековечить их память реализовал Михаил, племянник Якова Косовского, сумевшего избежать в тот день гибели в карьере. Его родственник, однофамилец и тезка Яков Александрович также принимал участие в сооружении мемориальной плиты погибшим односельчанам. Впоследствии он много лет работал главврачом Логойской центральной районной больницы и за свой труд был награжден орденом «Знак Почета».
Дорога к деревне, а ныне агрогородку Гайна отнимает немного времени. На пороге своего дома нас встречает 72-летняя Тамара Кохан. В местной средней школе она проработала учителем математики без малого 50 лет, 11 лет была завучем. Благодаря ее усилиям в этом образовательном учреждении создан историко-краеведческий музей, официально зарегистрированный в 2001 году. Часть его экспозиции посвящена Великой Отечественной войне и непосредственно массовой гибели людей в песчаном карьере под Логойском в 1941-м. Тамара Дмитриевна год назад ушла на пенсию, но вместе со школьниками продолжает исследовать свой край. В 2019-м их работа по топонимике Гайны была удостоена диплома первой степени на республиканской выставке творчества молодежи и педагогов.
Трагедия Гайны
— Первое упоминание о поселении Гайна датируется 1386 годом в связи с основанием католического храма, одного из первых в Беларуси, — уточняет Тамара Дмитриевна. — До Великой Отечественной в поселке и его окрестностях проживали более 50 еврейских семей, причем многие из них были многодетными. В конце XIX века в центре Гайны построили синагогу. Костел был разрушен в годы войны, а деревянная синагога сгорела еще до ее начала. Еврейское население поселка в основном занималось различными ремеслами. Все жили дружно. В книгах серии «Память», посвященных Логойскому району, указано, что во время военного лихолетья в Гайне сожжены 13 дворов, расстреляны 95 местных жителей, 154 человека угнаны в Германию, 186 погибли на фронте и в партизанских отрядах. В примыкающей к ней деревне Красный Бор фашисты сожгли 31 двор, уничтожили 15 еврейских семей (60 человек), фамилии некоторых уже известны. Как и в Логойске, у нас тоже были праведники народов мира. Это семьи Барановских, Шапилевич и Жиляниных. В те страшные годы они совершали, по сути, настоящий подвиг, ведь расстрелу подлежал любой, кто укрывал евреев. А еще очень сильно рисковали, потому что в числе полицаев попадались и местные предатели, жестокость и бесчинства которых были невообразимы. Однажды фашистские прихвостни впрягли старого еврея в повозку с большой бочкой и, подгоняя кнутом, заставляли набирать воду из речки и таскать в гору.
Нил Гилевич один из своих первых рассказов «У жнiўнi 1941» посвятил трагедии, произошедшей в его родной деревне Слободе, расположенной в паре километров от Гайны. Полицаи застрелили Менделя и его малолетнего сына, пытавшихся сбежать. А когда их тела увидела супруга Менделя Роха, вернувшаяся домой с поля, она полоснула себя серпом по шее…
Достойная память
В Минске сейчас организуется общественное объединение, члены которого намерены заняться более основательным изучением трагических страниц Логойщины, а также созданием около районного центра мемориального комплекса на месте массового уничтожения людей.
— Мы уже обратились в Национальный архив Республики Беларусь и Государственный архив Минской области с запросами о предоставлении списков людей, уничтоженных фашистами под Логойском в 1941–1943 годах, и других документов, — говорит один из инициаторов объединения ведущий специалист по связям с общественностью ЦНИИТУ Дмитрий Имховик. — Оказать содействие в наших исследованиях обещали также в Институте истории НАН Беларуси. Сейчас проходим регистрацию объединения «Память», согласие на участие в котором дали руководство Логойского райисполкома, сотрудники местного музея и ряд членов народного фотоклуба «Минск». Инициативу по увековечению памяти безвинно погибших и по созданию достойного мемориального комплекса, который объединит все массовые захоронения под Логойском, поддержали руководство и коллективы ЦНИИТУ и Иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь. Посильную помощь нам оказывает архитектор лауреат Государственной премии Республики Беларусь Галина Левина. Ее отец Леонид Менделевич был одним из авторов таких мемориалов, как «Хатынь» и «Яма». Откроем благотворительные счета для сбора средств на создание мемориального комплекса возле перекрестка дорог под Логойском. Его торжественное открытие запланировано на 30 августа 2021 года — в день 80-летия массовой гибели людей.
Фото Анатолия Дрибаса и предоставленны Логойским историко-краеведческим музеем
Смотрите также:
https://youtu.be/XMnleXFIWKg