Забота о пожилых родителях — моральный долг каждого. Но порой домом для них становится социальный пансионат
В силу разных обстоятельств не у всех есть возможность ухаживать за престарелыми родственниками самостоятельно. В этом случае домом для пожилых и инвалидов становится социальный пансионат. В Минске насчитывается семь государственных социальных пансионатов для пенсионеров и инвалидов. Из них три — общего профиля, четыре — психоневрологического. В особенностях работы учреждений разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Достойная старость
О таких, как Елизавета Афанасьевна Самсонова, с восхищением говорят: незаурядная женщина. За свою жизнь она многое повидала. В период Великой Отечественной голодала, пряталась от немцев. Потом работала комбайнером в сельском хозяйстве. Затем вышла замуж за военного, родила сына и дочь… Прошло более 35 лет после вывода советских войск из Афганистана, однако материнское сердце до сих пор болит от утраты.
— Сын долго лежал в госпиталях, но врачи так и не спасли его, — на глазах собеседницы блестят слезы. — Трудно смириться, что его нет. Тем не менее надо жить… У меня есть дочь, внучка, правнучка — они моя радость.
В 2024 году Елизавета Афанасьевна отметила 94-й день рождения. Несмотря на почтенный возраст, оптимизму и энергии этой мудрой, убеленной сединами женщины можно позавидовать. Ветеран труда играет в любительском театре, уделяет внимание гимнастике и скандинавской ходьбе. Отмечает: в Минском городском социальном пансионате «ИСТОК» ее жизнь наполняют всевозможные занятия и события.
Все для комфорта
«ИСТОК» — один из семи государственных пансионатов столицы. Основное преимущество — наличие медицинской базы на уровне санатория. Здесь проводят физиотерапевтические процедуры, имеются бассейн, сауна, спелеокомната, фитобар. Это богатство вместе с бильярдными столами, кожаными диванами и обширной библиотекой — наследие советского прошлого. Дело в том, что учреждение основали в начале 1970-х по указанию Петра Машерова. Оно предназначалось для вышедших на заслуженный отдых деятелей государственной элиты. Спустя годы пансионат не утратил шарма добротности и былой роскоши, а среди постояльцев есть те, кого называют золотым фондом нации.
— Сегодня здесь находятся 186 подопечных. Из них свыше 100 человек — ветераны труда, 15 — ветераны и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, бывшие узники фашистских концлагерей, — отмечает заместитель директора «ИСТОКа» Светлана Бабивская. — Средний возраст жильцов — 80,5 года. Есть два долгожителя — им по 104. Учреждение стало домом для тех, за кем по разным причинам не могут ухаживать родные. Мы стараемся создать такие условия, чтобы пожилым людям здесь было комфортно, пытаемся поддерживать их физическое и психоэмоциональное здоровье.
Собеседница обращает внимание: несмотря на то что обстановка приближена к домашней, и подопечные получают круглосуточный медицинский уход, сотрудники пансионата не волшебники.
— Иногда родственники привозят лежачего больного и полагают, что мы должны поставить его на ноги, — делится Светлана Ивановна. — Так не бывает! Например, занятия по гимнастике для шеи позволяют уменьшить головные боли у страдающих от повышенного давления. Что же касается паллиативных больных, речь идет исключительно об уходе и улучшении качества жизни.
По словам заместителя директора, в последнее время часто поступают звонки от родственников престарелых и инвалидов с просьбой о размещении. Принимают новых жильцов по направлению комитета по труду, занятости и социальной защите. Места в учреждении есть.
Никто не останется без внимания
Проживание в государственном социальном пансионате — одна из форм устройства людей почтенного возраста и инвалидов. Есть и альтернативные формы социального обслуживания: услуги социального работника, сиделки, долговременный уход, рента и другие. Необходимость еще раз напомнить об этом возникла после вступления в силу обновленного Закона «О социальном обслуживании». Одно из положений касалось лицензирования негосударственных учреждений для престарелых и инвалидов. Частники должны были получить лицензию до 1 октября, но далеко не все смогли это сделать. Основная причина — несоответствие стандартам пожарной безопасности: недостаточное количество извещателей, замечания по ширине дверных проемов, лестничных маршей, пожароопасный фасад… Дело в том, что почти все частные пансионаты обустроены в одноквартирных домах — коттеджах. Причем, как правило, в арендуемых.
Согласитесь, требования сотрудников МЧС вполне оправданы. Случись, не дай бог, пожар — и трагедия неминуема! Ведь лежачие больные и пожилые не в состоянии эвакуироваться быстро и самостоятельно.
По объективным причинам продолжать работать такие пансионаты не могут. Безусловно, родственники бывших постояльцев тревожатся и думают над тем, куда перевести близких. В комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома подчеркивают: ни один человек, нуждающийся в социальном обслуживании, не останется без внимания. Подробную информацию об альтернативных формах устройства можно получить в территориальных центрах социального обслуживания населения, которые есть в каждом районе столицы. Там подскажут и алгоритм дальнейших действий. В Контакт-центре государственных услуг — 139 действует горячая линия. Специалисты ответят на вопросы и дадут консультации в индивидуальном порядке.
Фото Алексея Столярова