Запасаться долларами или довериться депозитам и облигациям. Разбираемся с финансовым аналитиком
В минувший четверг, 11 января, были опубликованы несколько макроэкономических данных, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего, однако эти документы могут оказать среднесрочное влияние на белорусский валютный рынок. Какое именно, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Особого внимания заслуживает статистика изменения индекса потребительских цен в США за декабрь 2023 г. и отчет Минфина России об исполнении государственного бюджета за тот же 2023-й. Попробуем разобраться, каким образом эти факторы влияют на обменный курс белорусского рубля.
США: когда прогнозы не сбываются
Начнем с первого. Начиная с 2022 г. мировой финансовый рынок действует в условиях ужесточения монетарной политики крупнейших финансовых регуляторов. К середине 2023-го процентные ставки центробанков достигли максимумов за последние 10–15 лет. ФРС США подняла процентную ставку до 5,5 %. Европейский Центробанк увеличил ставку до 4,5 %, а Банк России на последнем в прошлом году заседании 16 декабря повысил ключевую ставку до 16 %. Все эти повышения преследовали одну основную цель — охлаждение инфляционных процессов, которые разогнались после выхода мировой экономики из пандемии ковида. В тех же Штатах инфляция на максимуме разгонялась до 9,1 % в июне 2022 г. В зоне евро в этот период она поднималась до 10,6 %, а в России в мае 2022-го выросла до 17,8 %.
Немудрено, что большинство регуляторов, не ожидая худшего, прибегли к проверенному средству охлаждения экономики, а, следовательно, и инфляционных процессов, — повышению процентной ставки. Но эта медаль имеет обратную сторону: с повышением процентной ставки увеличиваются проценты по выплатам государственного долга. В основном это проявляется в повышении доходности государственных облигаций.
Правительство США выпускает множество государственных облигаций, которые имеют наивысшие кредитные рейтинги и пользуются высочайшим спросом. «Дядюшка Сэм» считается состоятельным господином, который исправно платит по долгам, поэтому ему одалживают много и с большим удовольствием.
Тем не менее, если в начале 2020 г. доходность наиболее популярных 10-летних трежерис (рыночное название американских государственных облигаций) была около 0,5 %, то в октябре 2023 года доходность десятилеток превышала 5,021 %. Государственный долг в первые дни 2024 г. превысил порог в 34 трлн долларов. Весь этот колоссальный госдолг надо обслуживать с высокой процентной ставкой, которая за неполные четыре года выросла в разы. Тут надо что-то делать. И самое простое в этой ситуации – пойти на смягчение монетарной политики, административно понижая процентную ставку. Предпосылки для этого были в виде снижения инфляционных показателей.
Но отчет от 11 января смешал все карты. Индекс потребительских цен (ИПЦ) в годовом исчислении за декабрь вырос до 3,4 % против прогноза в 3,2 % и предыдущего ИПЦ в 3,1 %. Число первичных заявок на получение безработицы сократилось до 202 тыс. против 210 тыс. по прогнозу. А это свидетельствует в пользу снижения безработицы, что опять же не входит в планы ФРС. Таким образом, предполагаемый финансовым рынком разворот монетарной политики США откладывается в долгий ящик. Насколько долгий — сказать теперь достаточно проблематично, все будет зависеть от следующих данных американской экономики.
Россия: ситуация стабилизировалась
Теперь возвращаемся к российскому бюджету. В соответствии с предварительной оценкой исполнения федерального бюджета за 2023 г., дефицит бюджета уложился в 1,9 %, или 3,3 трлн рублей. Это при том, что в первые месяцы прошлого года дефицит достигал 2,6 трлн рублей, или почти 90 % планируемого дефицита за год. Но далее ситуация стабилизировалась и к окончанию года бюджет России пришел с намеченными цифрами.
В это же время, как мы писали ранее, Центробанк России с 9 января 2024 г. возобновил валютные операции в рамках исполнения бюджетного правила. В прошлом году на какое-то время валютные операции были приостановлены, но все вернулось к рабочему состоянию с началом года.
Беларусь: высокие ставки сохранятся как минимум на полгода
Переходя к белорусскому валютному рынку, попробуем подытожить сказанное выше. Российская экономика и финансовая система стабилизировалась после санкционных шоков 2022-2023 гг. Безусловно, приятного в санкциях мало, но и кувырков более не предвидится. Российский рубль, а, следовательно, и белорусская национальная валюта также стабильны. Укрепление рубля, наметившееся во вторую неделю 2024 г., не может продолжаться до бесконечности. Но какой-то обменный курс, который будет отражать баланс интересов экспортеров и импортеров, будет найден.
Кроме традиционного курса белорусского рубля к доллару, хочется обратить внимание аудитории на сказанное выше. Инфляция в крупных экономиках, и в российской в том числе, сохраняется. Это не дает регуляторам возможности пойти на понижение процентных ставок. А еще говорит о том, что высокие ставки по государственным облигациям и банковским депозитам сохранятся как минимум полгода. Если не более. Тут самое время подумать: стоит ли запасаться долларами или довериться отечественной банковской системе, которая, к слову сказать, не подводила ни разу. Выбор за вами.
Смотрите также: