«Здесь нереальная атмосфера и крутые спикеры!». Зачем в детский лагерь под Минском приезжали резиденты «Сколково»
На базе городского образовательно-оздоровительного центра «Лидер» во время каникул организовали лагерь для детей-сирот. Что они там изучали — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Два года назад выпускница БГУИР Катерина Бриль придумала социальный проект для детей-сирот, аналогов которому в Беларуси нет. Она предложила создать для подростков лагерь You can, или «Ты можешь», где они смогут поверить в себя. В очередной раз он открылся во время зимних каникул на базе центра «Лидер». Смена для 70 подростков длилась 9 дней. Они изучили около 15 дисциплин. Среди них веб-дизайн и программирование, блогинг и журналистика, PR и маркетинг, развитие личного бренда и азы финансовой грамотности, SEO и SMM. Кроме того, сразу смогли применить знания на практике и побыть в роли того или иного специалиста.
К слову, возраст участников — 13–17 лет. В это время начинают задумываться о будущей профессии. Мальчишки и девчонки, которые лишились родной семьи, переживают серьезную психологическую травму. Они теряют веру в себя и свои силы. Задача лагеря — помочь им справиться с этой проблемой.
Поработать с детьми на этот раз приехали питерские преподаватели «Метаверситета» — резиденты российского инновационного центра «Сколково». Они рассказали о форсайт-мышлении — технологии определения своего будущего: как ставить задачу и решать ее. По словам К. Бриль, эти ребята уже 15 лет работают с подростками и с помощью различных игр раскрепощают детей. В неформальной обстановке с воспитанниками общались и молодые белорусские бизнесмены, делились историями своего успеха.
Большая семья
— Мы живем по 4–5 человек в комнате, — показывает свои апартаменты Иван Поклонский.
Ему 17 лет. Приехал из города Глубокое (Витебская область). Живет в большой семье: у его воспитателей еще девять мальчишек и девчонок.
— Моя история не самая печальная. У многих судьба тяжелее, — рассказывает Иван.
Его родные мама и папа пристрастились к алкоголю. Запои длились неделями. Побороть пагубную привычку взрослые так и не смогли. Возник вопрос об ограничении их дееспособности.
— Меня, 12-летнего, отправили в детский дом семейного типа. Хотелось лишь спокойной счастливой жизни в кругу родных, — вспоминает Иван.
Он был на суде, когда его маму и папу лишали родительских прав. Сказал, что не хочет с ними расставаться. И вот уже 6 лет живет в приемной семье.
— После суда долго плакал, не мог прийти в себя. Поддержал новый папа. Сказал, что поеду к бабушке, которая живет в другой стране, отдохну, отвлекусь. Мои нынешние родители замечательные, являются хорошим примером. Не пьют и не курят, мы на них равняемся, — рассуждает подросток.
С родными мамой и папой Иван поддерживает связь. Редко, но созваниваются.
— Когда подрасту, буду им помогать. Родителей ведь не выбирают. Они у меня хоть есть, а у некоторых ребят из лагеря они уже умерли, — делится парень сокровенными мыслями.
Когда узнал, что сможет поехать на каникулах в You can, обрадовался.
— Моя младшая сестренка раньше была в этом лагере. Рассказывала, что здесь нереальная атмосфера и крутые спикеры, которые научат тому, что пригодится в жизни. Заполнил анкету, написал эссе, прошел профориентационный тест — и меня взяли, — улыбается Иван.
Первый день в лагере — и сразу испытание. Для детей устроили кастинг видеоблогеров. Перед камерой они рассказывали о себе, приглашали потенциальных зрителей в лагерь. Иван и еще пара ребят оказались в числе тех, кто лучше всех справился с заданием.
— Нам дали экшен-камеры, и мы стали снимать видеоролики, по вечерам их монтировали для будущего YouTube-канала. Раньше вообще не представлял, что это такое. Помогали специалисты: они рассказывали, как сделать это максимально эффективно, — поясняет Иван.
Самое любимое место в лагере, по мнению многих ребят, — кабинет рефлексии. По вечерам психолог проводит встречи и тренинги. Например, на одном из таких занятий в центр помещения поставили зажженную свечу. Вокруг нее сели взрослые и дети, каждый рассказывал о своей сокровенной мечте. От таких рефлексий мурашки по коже в хорошем смысле. Те, кто был замкнутым, раскрепостились.
С ребятами, которые не умеют контролировать эмоции, работал специалист по медитативным практикам. Учил концентрироваться на дыхании, сосредотачиваться. Это помогает не только справиться со стрессом, но и лучше понять себя. Дети были в восторге от результата!
Командная работа
В лагере всё в непривычном для детей формате. Они не ходят строем в столовую или на спартакиады. На дискотеках наравне с ними танцуют вожатые. Или же можно сходить на вечер гитары и послушать душевные песни. Согласитесь, хорошая альтернатива.
Здесь не делят на отряды, зато есть команды, которые придумывают социальные проекты. Курируют их мастера — профи в разных областях.
— Наша идея — объединить пожилых людей и ребят-сирот. И те, и другие чувствуют себя одинокими. Стариков бросают на произвол судьбы взрослые сыновья и дочери, детей — родители. Участникам проекта предлагаем провести вместе две недели в загородном лагере и заботиться друг о друге. Бабушки и дедушки будут дарить любовь и тепло новым внукам, а подрастающее поколение обучит их современным компьютерным технологиям, — раскрывает суть проекта своей команды Иван.
Он говорит, что похожую инициативу пытались реализовать в России, где организовали интернат для сирот и престарелых. Эксперимент, увы, оказался не совсем удачным. Ребята быстро привязывались к бабушкам и дедушкам, а пожилые люди в силу возраста уходили из жизни. Дети, у которых и так психологическая травма из-за отсутствия родителей, очень сильно переживали еще одну утрату — потерю друга.
— Поэтому решили: такой проект должен быть кратковременным. Финансовую помощь для его внедрения будем искать у спонсоров, — поясняет парень.
Но для удачной презентации нужно проделать серьезную работу — запустить свой сайт, продумать бизнес-план и пр.
И детей учат в лагере, как это сделать.
Когда мы приехали в лагерь, ребята завершали работу над проектами. Каждая группа трудилась в отдельной аудитории. В их распоряжении — ноутбуки, проекторы, цифровые панели.
— Хотите, мы вас удивим? — вдруг слышим разговор в одном из классов.
Подросток протягивает взрослому, который их сопровождает, колоду карт.
— Вы просто обалдеете! — подхватывают остальные ребята.
Промелькнуло в голове: вероятнее всего, подобная выходка в школе закончилась бы приглашением на беседу родителей. Но подросток действительно удивил: стал показывать умопомрачительные фокусы, а после мини-шоу попробовал научить этому педагога.
— Что ни человек, то учитель, — философски заметил взрослый и стал внимательно повторять за парнем манипуляции с картами.
Фото автора и организаторов