Живая история отечественного тяжелого машиностроения: изучаем вместе
В канун Нового года решили узнать, как сегодня живет и работает одно из крупнейших и старейших автомобилестроительных предприятий страны и Минска — МАЗ. Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал у заместителя генерального директора ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — директора по экономике Александра Игнатюка.
Санкциям вопреки
— Александр Сергеевич, хочется начать наш разговор с одной из самых обсуждаемых тем. Как сказались на работе предприятия западные санкции?
— Разумеется, давление извне мы почувствовали, и довольно серьезное. В частности, были затруднены платежи по экспортным контрактам на поставку продукции МАЗа в евро и долларах в связи с их блокировкой банками-корреспондентами. Зарубежные покупатели начали отказываться нести финансовые риски по оплате в рамках экспортных контрактов. Да и многие поставщики стали препятствовать поставке заводу европейских комплектующих. Кроме того, возникли трудности с транспортировкой нашей техники через европейские морские порты, были значительно повышены тарифные ставки.
— И как удалось нормализовать ситуацию?
— Были предприняты своевременные меры со стороны Президента, правительства и непосредственно руководства предприятия. Началась работа по импортозамещению определенных товарных позиций. На ходу пришлось менять логистику поставок высокотехнологичных товаров, делая ставку на продукцию, выпускаемую в дружественных странах.
— Приведите, пожалуйста, примеры.
— Нашему заводу удалось достичь технологического суверенитета за счет перехода на выпуск грузовой автотехники с силовыми агрегатами производства России и Китая. Тормозную аппаратуру, которую ранее нам поставляли из стран ЕС, сегодня приобретаем в том числе и на внутреннем рынке.
В дружественных странах удалось максимально оперативно организовать изготовление отопителей, кондиционеров, электродвигателей, гидроаппаратуры. А также клеев, лакокрасочных изделий, материалов для грунтования каркасов кабин и т. д.
Как ни парадоксально, но сложившаяся ситуация способствовала укреплению нашего финансово-экономического состояния. Уже сейчас можно сказать: по итогам 2023 года ОАО «МАЗ» удалось увеличить объем производства и реализации продукции, нарастить экспорт товаров и не допустить убытков.
История, которой стоит гордиться
— Какие чувства вызывает у вас тот факт, что МАЗ фактически дал путевку в жизнь всем флагманам отечественного машиностроения?
— Самые теплые. В экспозиции музея истории трудовой славы завода центральное место занимает раздел «Своим рождением обязаны МАЗу». Знаменитые руководители, конструкторы и большинство квалифицированных специалистов всех отечественных машиностроительных предприятий начинали свой трудовой путь на МАЗе.
Многие машины, получившие в свое время признание во всем мире, тоже создавались именно на Минском автозаводе. Например, производство первых в стране 25-тонных самосвалов началось здесь еще в 1950 году. В 1957-м был отправлен на приемосдаточные испытания созданный на нашем предприятии 40-тонный самосвал МАЗ-530.
Однако в 1958 году, когда в СССР взяли курс на специализацию в автомобилестроении, мы передали всю документацию на 40-тонники и делегировали их производство вновь созданному Белорусскому автозаводу в Жодино. БелАЗ выпускал разработанные в нашем конструкторском бюро самосвалы МАЗ-525 до 1965-го.
Еще одному новому отраслевому предприятию — Могилевскому автозаводу — в том же 1958 году был передан выпуск разработанных на МАЗе одноосных тягачей. С тех пор завод славится своими скреперами, известными не только в Беларуси, но и за ее пределами.
Идем дальше. Датой основания МЗКТ фактически можно считать 23 июля 1954 г. Тогда на МАЗе было создано спецпроизводство, а затем и поточное производство специальных колесных тягачей. 7 февраля 1991 года генеральным директором тогдашнего ПО «БЕЛАВТОМАЗ» был подписан приказ № 143 о создании Минского завода колесных тягачей.
К слову, не лишним будет упомянуть и тот факт, что опытный образец нового автомобиля КАМАЗ-5510 изготовили на Минском автозаводе в октябре 1970 г. Эта машина предназначалась для строящегося в Набережных Челнах Камского автозавода, известного сегодня во всем мире.
Все работники предприятия гордятся яркой историей МАЗа, ставшего родоначальником целой отрасли тяжелого машиностроения.
— Зубр исторически является символом завода. Почему именно он?
— Конструкция наших первых автомобилей разработана еще в годы Великой Отечественной войны. Поскольку Минск был оккупирован немцами и в итоге оказался практически полностью разрушен, их производство началось на Ярославском автомобильном заводе. В январе 1947-го из Ярославля прибыл первый образец нового автомобиля «ЯАЗ-205». На радиаторе грузовика красовался фирменный заводской знак — медведь. Однако такая эмблема вряд ли подошла бы минским машинам. Хотя бы потому, что медведей на тот момент не так уж много осталось в белорусских лесах. Да и ассоциируется этот образ больше с Россией.
Необходимо было думать не только о новых моделях отечественной крупнотоннажной продукции, но и о новой эмблеме. Так, автомобиль общетранспортного назначения получил наименование МАЗ-200, а автомобиль-самосвал — МАЗ-205. В качестве эмблемы кто-то предложил изображение зубра. Патриарх Беловежской пущи стал воплощением мощи и силы белорусского автомобиля. В свое время каждую эмблему один из лучших мастеров-краснодеревщиков изготавливал вручную. Такие фигурки устанавливали над радиаторами выставочных и подарочных машин. А потом уже металлические барельефы зубров начали закреплять на боковых сторонах капота.
Образы будущего
— Но вернемся в современность: один из новых символов МАЗа — электробус последнего поколения. Расскажите о работе в этом направлении, а также о том, чего вы ждете от стратегии, направленной на развитие отечественного электротранспорта в республике.
— Создание наших электробусов строится на ранее выработанных решениях и разработке техники с применением концепции ночной зарядки.
Такой электротранспорт обладает целым рядом преимуществ. Это возможность перераспределения пикового потребления электроэнергии у эксплуатирующих организаций и применение более низких (ночных) тарифов для зарядки; отсутствие необходимости в дополнительных инвестициях для строительства инфраструктуры на маршруте; возможность использовать такие машины в любой точке города и на любом маршруте; постоянное совершенствование аккумуляторных батарей для них.
Электротранспорт рождается на отдельном производстве МАЗа в Жодино. Кстати, именно в этом городе предлагается реализовать пилотный проект по полному переводу городского общественного транспорта на электрический с использованием наших электробусов.
Пилотный проект позволит определить все важные аспекты применения этих машин, тем более что в нашей стране имеются хорошие предпосылки для развития этого направления. В частности, введена в строй Белорусская АЭС. По результатам оценки эффективности работы электротранспорта в Жодино и Шклове (там также будет апробирован этот проект. — Прим. авт.) примут решение об использовании пассажирской техники с электроприводом по всей стране.
— Выносливые грузовики МАЗа участвовали в самых престижных автогонках, в том числе в знаменитом ралли «Дакар». Наверное, там в обозримом будущем мы не увидим нашу технику и экипажи, к сожалению, по тем же политическим причинам. Чего ждать взамен?
— Санкции недружественных стран по отношению к МАЗу введены в 2021 году. И уже на «Дакар-2022» команда «МАЗ-СПОРТавто» не была допущена. История участия в гонках одного из сильнейших участников (в 2018-м экипаж Сергея Вязовича стал серебряным призером «Дакара», а в 2020-м — бронзовым. — Прим. авт.) оказалась обнулена. А в 2023 году к участию в этих гонках не допустили и команду КАМАЗа.
В итоге две сильнейшие мировые команды переключились на участие в международном ралли «Шелковый путь» (объединяет регионы России и страны Евразии), добавив ему престижности. В 2022 году экипаж Сергея Вязовича занял там 3-е место, а в нынешнем стал победителем.
Так что лучшие мировые раллийные сборные продолжают соревноваться. Сейчас наша команда ведет активную подготовку к «Шелковому пути — 2024». Планируется, что она пройдет в том числе по территории Монголии и Китая. Там появятся новые спецучастки, изменится рельеф и т. д.
Кроме этой гонки в календаре нашей команды на 2024-й также участие в увлекательных ралли-рейдах на территории России. Речь идет про «Золото Кагана», «Арчеду» и «Симбирский тракт».
Забота о людях
— Давайте поговорим о том, как выстроена социальная политика на одном из крупнейших промышленных предприятий столицы.
— Социально ориентированная политика ОАО «МАЗ» хорошо продумана. Важной ее составляющей является охрана жизни и здоровья работников. На предприятии имеются медико-санитарная часть и 12 фельдшерских здравпунктов. В медсанчасти всем сотрудникам бесплатно оказывают медицинские услуги, в том числе можно пройти диспансеризацию, профилактическую иммунизацию, ежегодный профосмотр. Если автозаводцам требуются медицинские услуги на платной основе, предприятие предоставляет серьезные скидки.
Для обеспечения работников горячим питанием на заводе есть собственный комбинат общественного питания (КОП). В его состав входят 13 столовых, кафе и семь кафетериев, магазины и торговые павильоны, кондитерский и мясной цехи.
Для внутреннего использования создан и функционирует интернет-магазин, где каждый работник может оформить онлайн-заказ с последующей выдачей в торговой точке. Для всех сотрудников ежемесячно предусмотрены компенсационные выплаты, которые можно использовать в любой торговой точке КОП.
Для повышения потребительского спроса разработана программа бонусов с учетом суммы покупки по итогам каждого месяца. Ежеквартально проводится розыгрыш ценных подарков среди покупателей.
На балансе предприятия находятся 8 общежитий, из них четыре семейного типа, а также гостиничный комплекс, где для сотрудников действуют скидки при длительном проживании. Специалистам, имеющим семьи и состоящим на учете желающих получить комнату в общежитии, выплачивается ежемесячная материальная помощь в размере двух базовых величин (если семья в это время снимает квартиру).
Укреплению корпоративного духа содействует культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Во Дворце культуры МАЗ представлены более 20 направлений в объединениях по интересам: свой творческий потенциал здесь могут реализовать не только работники предприятия, но и их дети. У ребят есть возможность отдохнуть в заводском оздоровительном лагере.
На предприятии действует также система поощрений за профессиональные заслуги.
В соответствии с коллективным договором предоставляются различные единовременные выплаты: в связи с рождением ребенка, выходом на пенсию, впервые вступившим в брак и т. д. Бывшим работникам, членам клуба «Ветеран МАЗ» помимо выплаты материальной помощи к юбилеям, памятным и праздничным датам, надбавок к пенсии, бесплатной подписки на газеты также выделяются на льготных условиях грузовой транспорт и дрова в случае необходимости.
На заводе созданы все условия для профессионального роста сотрудников. Без отрыва от производства они могут повысить разряд по более чем 300 профессиям, а также пройти индивидуальное или корпоративное обучение новой рабочей профессии с выдачей документа государственного образца.
Для лучшей адаптации прибывших на первое рабочее место по распределению закрепляют за наставником. Предусмотрены гарантии по поддержке молодых специалистов и молодых семей, а также дополнительные выплаты и надбавки. Например, «директорская стипендия», единовременное вознаграждение за каждый год продления трудовых отношений, предоставление общежития вне очереди и т. д.
Планы на завтра
— Думаю, разговор не получится полным и логически завершенным, если вы не поделитесь планами на будущий год.
— Уходящий в историю 2023-й стал для нашего предприятия лучшим за последние 10 лет по объему производства и реализации продукции, экспорту товаров, рентабельности продаж, заработной плате и иным показателям.
Есть все основания предполагать, что 2024 год окажется еще лучше. Например, запланировано увеличить объем производства автотехники на 1 843 единицы, экспорт товаров — на 27 млн долларов, а еще обеспечить безубыточную работу и рост зарплаты на предприятии.
Продолжатся работы по реализации инновационного проекта «Реконструкция автобусного завода «ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ». В его рамках строится новый производственный корпус, позволяющий увеличить производственные мощности до 3 000 единиц в год. Кстати, проект включен в Программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.
В 2024 г. планируем завершить строительство и внутреннюю отделку производственных корпусов завода, закупить и поставить для него технологическое оборудование, а также оборудование для окраски, рихтовки и облицовки выпускаемой техники.
Реализация проекта реконструкции предприятия станет гарантом развития ОАО «МАЗ» в будущем. А дополнительный доход, который мы получим от продажи пассажирской техники, — источником модернизации основного (автомобильного) производства. Результат предсказуем. Мы сможем производить продукцию с высоким экспортным потенциалом.
Фото БЕЛТА и предоставлены предприятием