1200 90

Живая история отечественного тяжелого машиностроения: изучаем вместе

В канун Нового года решили узнать, как сегодня живет и работает одно из крупнейших и старейших автомобилестроительных предприятий страны и Минска — МАЗ. Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал у заместителя генерального директора ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — директора по экономике Александра Игнатюка.

маз

Санкциям вопреки

Александр Сергеевич, хочется начать наш разговор с одной из самых обсуждаемых тем. Как сказались на работе предприятия западные санкции?

Разумеется, давление извне мы почувствовали, и довольно серьезное. В частности, были затруднены платежи по экспортным контрактам на поставку продукции МАЗа в евро и долларах в связи с их блокировкой банками-корреспондентами. Зарубежные покупатели начали отказываться нести финансовые риски по оплате в рамках экспортных контрактов. Да и многие поставщики стали препятствовать поставке заводу европейских комплектующих. Кроме того, возникли трудности с транспортировкой нашей техники через европейские морские порты, были значительно повышены тарифные ставки.

foto maz ignatyuk aИ как удалось нормализовать ситуацию?

Были предприняты своевременные меры со стороны Президента, правительства и непосредственно руководства предприятия. Началась работа по импортозамещению определенных товарных позиций. На ходу пришлось менять логистику поставок высокотехнологичных товаров, делая ставку на продукцию, выпускаемую в дружественных странах.

Приведите, пожалуйста, примеры.

Нашему заводу удалось достичь технологического суверенитета за счет перехода на выпуск грузовой автотехники с силовыми агрегатами производства России и Китая. Тормозную аппаратуру, которую ранее нам поставляли из стран ЕС, сегодня приобретаем в том числе и на внутреннем рынке.

В дружественных странах удалось максимально оперативно организовать изготовление отопителей, кондиционеров, электродвигателей, гидроаппаратуры. А также клеев, лакокрасочных изделий, материалов для грунтования каркасов кабин и т. д.

Как ни парадоксально, но сложившаяся ситуация способствовала укреплению нашего финансово-экономического состояния. Уже сейчас можно сказать: по итогам 2023 года ОАО «МАЗ» удалось увеличить объем производства и реализации продукции, нарастить экспорт товаров и не допустить убытков.

История, которой стоит гордиться

— Какие чувства вызывает у вас тот факт, что МАЗ фактически дал путевку в жизнь всем флагманам отечественного машиностроения?

Самые теплые. В экспозиции музея истории трудовой славы завода центральное место занимает раздел «Своим рождением обязаны МАЗу». Знаменитые руководители, конструкторы и большинство квалифицированных специалистов всех отечественных машиностроительных предприятий начинали свой трудовой путь на МАЗе.

Многие машины, получившие в свое время признание во всем мире, тоже создавались именно на Минском автозаводе. Например, производство первых в стране 25-тонных самосвалов началось здесь еще в 1950 году. В 1957-м был отправлен на приемосдаточные испытания созданный на нашем предприятии 40-тонный самосвал МАЗ-530.

Однако в 1958 году, когда в СССР взяли курс на специализацию в автомобилестроении, мы передали всю документацию на 40-тонники и делегировали их производство вновь созданному Белорусскому автозаводу в Жодино. БелАЗ выпускал разработанные в нашем конструкторском бюро самосвалы МАЗ-525 до 1965-го.

Еще одному новому отраслевому предприятию — Могилевскому автозаводу — в том же 1958 году был передан выпуск разработанных на МАЗе одноосных тягачей. С тех пор завод славится своими скреперами, известными не только в Беларуси, но и за ее пределами.

Идем дальше. Датой основания МЗКТ фактически можно считать 23 июля 1954 г. Тогда на МАЗе было создано спецпроизводство, а затем и поточное производство специальных колесных тягачей. 7 февраля 1991 года генеральным директором тогдашнего ПО «БЕЛАВТОМАЗ» был подписан приказ № 143 о создании Минского завода колесных тягачей.

К слову, не лишним будет упомянуть и тот факт, что опытный образец нового автомобиля КАМАЗ-5510 изготовили на Минском автозаводе в октябре 1970 г. Эта машина предназначалась для строящегося в Набережных Челнах Камского автозавода, известного сегодня во всем мире.

Все работники предприятия гордятся яркой историей МАЗа, ставшего родоначальником целой отрасли тяжелого машиностроения.

1945
1947
1948
1949
1950
1951
1955
1956
1957
1958
1959

— Зубр исторически является символом завода. Почему именно он?

Конструкция наших первых автомобилей разработана еще в годы Великой Отечественной войны. Поскольку Минск был оккупирован немцами и в итоге оказался практически полностью разрушен, их производство началось на Ярославском автомобильном заводе. В январе 1947-го из Ярославля прибыл первый образец нового автомобиля «ЯАЗ-205». На радиаторе грузовика красовался фирменный заводской знак — медведь. Однако такая эмблема вряд ли подошла бы минским машинам. Хотя бы потому, что медведей на тот момент не так уж много осталось в белорусских лесах. Да и ассоциируется этот образ больше с Россией.

Необходимо было думать не только о новых моделях отечественной крупнотоннажной продукции, но и о новой эмблеме. Так, автомобиль общетранспортного назначения получил наименование МАЗ-200, а автомобиль-самосвал — МАЗ-205. В качестве эмблемы кто-то предложил изображение зубра. Патриарх Беловежской пущи стал воплощением мощи и силы белорусского автомобиля. В свое время каждую эмблему один из лучших мастеров-краснодеревщиков изготавливал вручную. Такие фигурки устанавливали над радиаторами выставочных и подарочных машин. А потом уже металлические барельефы зубров начали закреплять на боковых сторонах капота.

Образы будущего

— Но вернемся в современность: один из новых символов МАЗа — электробус последнего поколения. Расскажите о работе в этом направлении, а также о том, чего вы ждете от стратегии, направленной на развитие отечественного электротранспорта в республике.

Создание наших электробусов строится на ранее выработанных решениях и разработке техники с применением концепции ночной зарядки.

Такой электротранспорт обладает целым рядом преимуществ. Это возможность перераспределения пикового потребления электроэнергии у эксплуатирующих организаций и применение более низких (ночных) тарифов для зарядки; отсутствие необходимости в дополнительных инвестициях для строительства инфраструктуры на маршруте; возможность использовать такие машины в любой точке города и на любом маршруте; постоянное совершенствование аккумуляторных батарей для них.

Электротранспорт рождается на отдельном производстве МАЗа в Жодино. Кстати, именно в этом городе предлагается реализовать пилотный проект по полному переводу городского общественного транспорта на электрический с использованием наших электробусов.

Пилотный проект позволит определить все важные аспекты применения этих машин, тем более что в нашей стране имеются хорошие предпосылки для развития этого направления. В частности, введена в строй Белорусская АЭС. По результатам оценки эффективности работы электротранспорта в Жодино и Шклове (там также будет апробирован этот проект. — Прим. авт.) примут решение об использовании пассажирской техники с электроприводом по всей стране.

maz sportavto shp 2023

Выносливые грузовики МАЗа участвовали в самых престижных автогонках, в том числе в знаменитом ралли «Дакар». Наверное, там в обозримом будущем мы не увидим нашу технику и экипажи, к сожалению, по тем же политическим причинам. Чего ждать взамен?

Санкции недружественных стран по отношению к МАЗу введены в 2021 году. И уже на «Дакар-2022» команда «МАЗ-СПОРТавто» не была допущена. История участия в гонках одного из сильнейших участников (в 2018-м экипаж Сергея Вязовича стал серебряным призером «Дакара», а в 2020-м — бронзовым. — Прим. авт.) оказалась обнулена. А в 2023 году к участию в этих гонках не допустили и команду КАМАЗа.

В итоге две сильнейшие мировые команды переключились на участие в международном ралли «Шелковый путь» (объединяет регионы России и страны Евразии), добавив ему престижности. В 2022 году экипаж Сергея Вязовича занял там 3-е место, а в нынешнем стал победителем.

Так что лучшие мировые раллийные сборные продолжают соревноваться. Сейчас наша команда ведет активную подготовку к «Шелковому пути — 2024». Планируется, что она пройдет в том числе по территории Монголии и Китая. Там появятся новые спецучастки, изменится рельеф и т. д. 

Кроме этой гонки в календаре нашей команды на 2024-й также участие в увлекательных ралли-рейдах на территории России. Речь идет про «Золото Кагана», «Арчеду» и «Симбирский тракт».

maz 271e

Забота о людях

 Давайте поговорим о том, как выстроена социальная политика на одном из крупнейших промышленных предприятий столицы.

Социально ориентированная политика ОАО «МАЗ» хорошо продумана. Важной ее составляющей является охрана жизни и здоровья работников. На предприятии имеются медико-санитарная часть и 12 фельдшерских здравпунктов. В медсанчасти всем сотрудникам бесплатно оказывают медицинские услуги, в том числе можно пройти диспансеризацию, профилактическую иммунизацию, ежегодный профосмотр. Если автозаводцам требуются медицинские услуги на платной основе, предприятие предоставляет серьезные скидки.

Для обеспечения работников горячим питанием на заводе есть собственный комбинат общественного питания (КОП). В его состав входят 13 столовых, кафе и семь кафетериев, магазины и торговые павильоны, кондитерский и мясной цехи.

Для внутреннего использования создан и функционирует интернет-магазин, где каждый работник может оформить онлайн-заказ с последующей выдачей в торговой точке. Для всех сотрудников ежемесячно предусмотрены компенсационные выплаты, которые можно использовать в любой торговой точке КОП.

Для повышения потребительского спроса разработана программа бонусов с учетом суммы покупки по итогам каждого месяца. Ежеквартально проводится розыгрыш ценных подарков среди покупателей.

На балансе предприятия находятся 8 общежитий, из них четыре семейного типа, а также гостиничный комплекс, где для сотрудников действуют скидки при длительном проживании. Специалистам, имеющим семьи и состоящим на учете желающих получить комнату в общежитии, выплачивается ежемесячная материальная помощь в размере двух базовых величин (если семья в это время снимает квартиру).

Укреплению корпоративного духа содействует культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Во Дворце культуры МАЗ представлены более 20 направлений в объединениях по интересам: свой творческий потенциал здесь могут реализовать не только работники предприятия, но и их дети. У ребят есть возможность отдохнуть в заводском оздоровительном лагере.

На предприятии действует также система поощрений за профессиональные заслуги.

В соответствии с коллективным договором предоставляются различные единовременные выплаты: в связи с рождением ребенка, выходом на пенсию, впервые вступившим в брак и т. д. Бывшим работникам, членам клуба «Ветеран МАЗ» помимо выплаты материальной помощи к юбилеям, памятным и праздничным датам, надбавок к пенсии, бесплатной подписки на газеты также выделяются на льготных условиях грузовой транспорт и дрова в случае необходимости.

На заводе созданы все условия для профессионального роста сотрудников. Без отрыва от производства они могут повысить разряд по более чем 300 профессиям, а также пройти индивидуальное или корпоративное обучение новой рабочей профессии с выдачей документа государственного образца.

Для лучшей адаптации прибывших на первое рабочее место по распределению закрепляют за наставником. Предусмотрены гарантии по поддержке молодых специалистов и молодых семей, а также дополнительные выплаты и надбавки. Например, «директорская стипендия», единовременное вознаграждение за каждый год продления трудовых отношений, предоставление общежития вне очереди и т. д.

247430 14

Планы на завтра

— Думаю, разговор не получится полным и логически завершенным, если вы не поделитесь планами на будущий год.

Уходящий в историю 2023-й стал для нашего предприятия лучшим за последние 10 лет по объему производства и реализации продукции, экспорту товаров, рентабельности продаж, заработной плате и иным показателям.

Есть все основания предполагать, что 2024 год окажется еще лучше. Например, запланировано увеличить объем производства автотехники на 1 843 единицы, экспорт товаров — на 27 млн долларов, а еще обеспечить безубыточную работу и рост зарплаты на предприятии.

Продолжатся работы по реализации инновационного проекта «Реконструкция автобусного завода «ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ». В его рамках строится новый производственный корпус, позволяющий увеличить производственные мощности до 3 000 единиц в год. Кстати, проект включен в Программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.

В 2024 г. планируем завершить строительство и внутреннюю отделку производственных корпусов завода, закупить и поставить для него технологическое оборудование, а также оборудование для окраски, рихтовки и облицовки выпускаемой техники.

Реализация проекта реконструкции предприятия станет гарантом развития ОАО «МАЗ» в будущем. А дополнительный доход, который мы получим от продажи пассажирской техники, — источником модернизации основного (автомобильного) производства. Результат предсказуем. Мы сможем производить продукцию с высоким экспортным потенциалом.

248381 11

Фото БЕЛТА и предоставлены предприятием

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Впервые в Минске организовали «День первокурсника» для учащихся колледжей. Как это было

Масштабный праздник «День первокурсника #Колледжи Минска-Зачетный старт в будущее» состоялся на площадке спортивного комплекса «Футбольный манеж» 21 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 18 10 46 kopiya

Более 5 тыс. учащихся столичных учреждений среднего специального образования собрались в Футбольном манеже, чтобы весело отметить «День первокурсника». Подобный праздник для ребят проводится впервые, он станет традиционным для Минска. К учащимся колледжей у руководства города особое отношение: это будущие кадры для всех сфер экономики столицы и ведущих предприятий.

photo 2024 11 21 18 10 27 kopiya

— Впервые решили провести для первокурсников столичных колледжей такое мероприятие, которое позволит им ближе познакомиться, пообщаться друг с другом, зарядиться хорошими эмоциями, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский. — Наши колледжи — это огромный кадровый ресурс для столичной экономики. Мы на этих ребят очень рассчитываем, всячески их поддерживаем и хотим, чтобы им было комфортно получать образование в учебных заведениях, осваивать профессии, которые позволят им стать успешными в жизни.

photo 2024 11 21 18 14 46 3 kopiya

Помощник Президента Беларуси — инспектор по г. Минску Юрий Фролов, заместитель министра образования Екатерина Петруцкая и А. Стригельский дали торжественный старт первокурсникам в мир увлекательной учебы и постижения азов будущих специальностей, подписав символическую зачетную книжку.

photo 2024 11 21 18 10 40 2 kopiya 1

photo 2024 11 21 18 14 46 2 kopiya

— Важнейшее мероприятие для первокурсников, призванное показать, насколько каждый молодой человек важен для страны, насколько в нем заинтересованы. Ребята на пути к новой взрослой жизни, получают профессию. Они — наше будущее, и кто, если не они, сделают страну еще сильнее, — сказал Ю. Фролов

Напутственные слова новобранцам прозвучали и от руководителей предприятий и организаций, которые являются непосредственными заказчиками кадров.

photo 2024 11 21 18 10 50 2 kopiya

— Такой праздник — прекрасная возможность пообщаться с ребятами. Завтра эти молодые люди — наши практиканты, а после — сотрудники, дальше — целевики, которых мы отправляем от предприятия на учебу в вуз. И для нас важно поддерживать их на каждом этапе карьерного пути, — сказал генеральный директора предприятия «Керамин» Дмитрий Петруша.

photo 2024 11 21 18 10 50 kopiya

Поздравил первокурсников бренд-шеф ресторанов «Литвины» Александр Чикилевский, который, к слову, и сам в свое время заканчивал столичный колледж.

— Уровень подготовки молодых ребят в колледжах порой даже лучше, чем в вузе. Они сразу получают профессию. Повар, электрик. Не важно, какая это профессия. Главное, она у него в руках, станет опорой на всю жизнь, — заметил А. Чикилевский. — Мы приезжаем в колледж кулинарии, проводим мастер-классы, приглашаем учащихся на стажировку в рестораны. И они окунаются в профессию. Но чтобы добиться успеха в деле, нужно его любить. И постоянно учиться!

photo 2024 11 21 18 10 32 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 34 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 36 kopiya

Юных зрителей ждала концертная программа с выступлением популярных молодежных исполнителей. В завершение вечера — дискотека.

photo 2024 11 21 18 10 31 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 53 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 58 kopiya

К слову, в планах у города — проводить еще один традиционный праздник для учащихся колледжей — единый выпускной. Первое мероприятие пройдет летом 2025 года.

Фото Сергея Лукашова