«Злой» Козельск, фильм «Гостья из будущего», фото «Девочка и стервятник». Этот день в истории: 25 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 25 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1238 год. Монголо-татарские орды под предводительством хана Батыя начинают осаду небольшого русского городка Козельска
У Батыя было десятитысячное войско, а все население Козельска не превышало четырех тысяч жителей. Тем не менее, собравшись на вече, горожане решили защищаться до последнего человека. 50 дней продолжалась героическая оборона! Для сравнения: Рязань была взята Батыем за десять дней, Владимир — за пять. Из трех месяцев кампании против Руси почти два месяца было потрачено на Козельск. Батый повелел отныне называть это место «Злым городом», очевидно, не сомневаясь, что русские его восстановят, и приказал перебить всех жителей, не пощадив даже младенцев. Разрушив Козельск до основания, завоеватели ушли в волжские степи.
С 1937 по 1240 год Русь подверглась небывалому в ее истории разорению, большинство городов превратились в пепелища, многие десятки тысяч людей были уведены в полон.
А по поводу Козельска хан не ошибся. Возродившийся из пепла, он еще не раз становился на пути завоевателей. Последними в этой бесконечной череде стали гитлеровцы, захватившие Козельск в октябре 1941 г., но уже 28 декабря выбитые оттуда 1-м гвардейским кавалерийским корпусом генерала Павла Белова. В 2009 г. указом президента России за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Козельска в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу было присвоено почетное звание «Город воинской славы». Это звание — память о всех жителях Козельска, павших за Родину, в том числе и в отчаянной схватке с Батыем.
1961 год. Последний полет космического корабля с животным на борту перед запуском человека в космос
На космическом корабле «Спутник-10» в полет отправилась беспородная собака Звездочка. При рождении ей дали кличку Удача, но незадолго перед полетом переименовали — из суеверия. Кроме нее в капсуле корабля находились и другие подопытные биологические объекты, а также манекен космонавта Иван Иванович.
«Генеральная репетиция» перед запуском человека в космос прошла успешно — после кругосветного витка экспедиция благополучно вернулась на Землю. Спускаемый аппарат совершил посадку в 45 км юго-восточнее г. Воткинска. Манекен штатно катапультировался.
Спустя три дня на конференции в Академии наук все взоры присутствующих были устремлены на Звездочку, а на сидевшего в первом ряду Юрия Гагарина внимания тогда никто не обратил.
Позже Звездочку отдали в московский зоопарк, откуда она благополучно сбежала. Так что теперь значительная часть московских дворняг может гордиться своей родословной.
1944 год. Первый секретарь Компартии Украины Хрущев пишет письмо Сталину с предложением учредить медаль «За освобождение Украины»
«Красная армия, успешно продвигаясь по территории Советской Украины, скоро полностью освободит Украину от немецких захватчиков.
Следовало бы учредить специальную медаль «За освобождение Украины» и награждать ею всех участников освобождения Советской Украины от немецких оккупантов.
Если Вы одобрите наше предложение, то мы бы взяли на себя вместе с тов. Горкиным подготовить проект медали и положение о ней», — говорилось в письме.
Уверенный в том, что предложение будет одобрено, Хрущев, не дожидаясь ответа Сталина, дал распоряжение разработать несколько вариантов внешнего вида медали и отлить пробные образцы. Было изготовлено две медали, по два образца каждого варианта.
На аверсе одной из медалей в центре было изображение наступающих советских танков и самолетов, а на заднем плане — доменные печи и плотина ДнепроГЭС. По окружности медали было написано «За освобождение Украины от немецких захватчиков». По краям шло обрамление из пшеничных колосьев. На аверсе другой медали изображение было значительно проще и частично заимствовано у медали «За отвагу».
Успели подготовить и положение о медали, согласно которому награждение при представлении необходимых документов производил Президиум Верховного Совета Украинской ССР.
Однако инициатива Хрущева была пресечена Верховным Главнокомандующим. «Сегодня Украина хочет свою медаль, завтра — Белоруссия захочет, потом Молдавия, Прибалтика…» — неодобрительно сказал Сталин. Он посчитал нецелесообразным введение отдельных республиканских наград во время всенародной Великой Отечественной войны.
Знаки медали «За освобождение Украины» немедленно уничтожили, в архивах сохранились только рисунки. Хрущева раскритиковали за политическую недальновидность, и Никита Сергеевич был рад, что отделался внушением, без потери должности.
1985 год. На первой программе Центрального телевидения начинается премьерный показ детского фантастического фильма «Гостья из будущего»
Показ пятисерийной ленты, снятой кинорежиссером Павлом Арсеновым на киностудии им. М. Горького по мотивам повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» (1977), приурочили к весенним школьным каникулам. Фильм шел с 25 по 29 марта и собрал у экранов огромную аудиторию, интерес которой обеспечил ленте культовый статус.
До того как снимать приключения девочки Алисы Селезневой, прибывшей из будущего, чтобы спасти из лап космических пиратов загадочное устройство для чтения мыслей под названием «миелофон», Арсенов создал несколько взрослых серьезных фильмов. Последним был «С любимыми не расставайтесь» с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой. Эта картина никого не оставила равнодушным, и от режиссера ждали продолжения «в том же духе». Но Арсенов не спешил делать следующий шаг, тщательно взвешивая, на какую творческую почву ему ступить. Следующая его картина — «Гостья из будущего» — вышла на экраны только через пять лет. Попробовать себя в детском фантастическом кино Арсенов решился по совету друга — режиссера Ричарда Викторова, создавшего в этом жанре успешные ленты «Москва — Кассиопея» и «Через тернии к звездам».
Девочку на роль Алисы Селезневой искали среди сотен пионерок, приходивших на пробы и мечтавших о кино, а нашли среди скромных поклонниц писателя Булычева. Наталья Гусева пришла на студию с подругой — она шла больше за автографом любимого автора, чем за ролью, но получила и то, и другое. Когда режиссер попросил девочку назвать год рождения, она от растерянности сказала, что родилась в 1872 году. Позже Арсенов шутил на этот счет, говоря ей: «Ты у нас из прошлого, а не из будущего».
Главную мужскую роль — Коли Герасимова — сыграл московский школьник Алексей Фомкин. Паренек, с третьего класса посещавший Театральную студию Дворца культуры ЗИЛа, пробовался на роль в фильме Ролана Быкова «Чучело». Его не отобрали, зато позвали в «Ералаш», где Алексея и приметил Арсенов.
Изначально в успех картины мало кто верил, больших надежд на нее не возлагалось. Именно поэтому для работы над фильмом не выделили значительных ресурсов — создателям приходилось буквально каждый кадр и сцену снимать, придумывая интересные, но не слишком дорогие ходы и уловки. Так, например, для имитации кнопок машины времени использовали самый обычный кубик Рубика — он благодаря своей яркости хорошо смотрелся на белой приборной панели. А для изображения зданий будущего, того же Института времени, мастерили полуметровые макеты, которые подвешивали в кадре на тросах, создавая перспективу, чтобы казалось, будто учреждение находится на заднем плане, а герои — на переднем. Компьютерной графики в те времена еще не было.
Любопытно сегодня, пересматривая фильм, видеть Москву будущего, над которой пролетает Коля. В 2084 г., по версии создателей фильма, гостиница «Россия» будет стоять на своем месте (ее снесли в 2006-м), а над Кремлем — алеть красный флаг (исчез оттуда в 1991-м).
В 1987 г. Арсенов, вдохновленный успехом «Гостьи из будущего», снял еще один фильм про Алису Селезневу с Наташей Гусевой — «Лиловый шар» по мотивам другой повести Кира Булычева. Однако эта лента и близко не имела успеха, который был у предшественницы.
Никто из детей, снимавшихся в «Гостье из будущего», не связал свою жизнь с кино. Гусева стала микробиологом. А у Фомина и вовсе жизнь не сложилась. Сыграв пару-тройку малозаметных киноролей, он ушел служить в армию, а вернувшись, пристрастился к алкоголю и погиб на пожаре в 26 лет.
1993 год. Южноафриканский фотокорреспондент Кевин Картер в Судане делает свой знаменитый снимок «Девочка и стервятник»
На нем запечатлен умирающий от голода, исхудавший ребенок, рядом с которым приземлился стервятник, дожидающийся смерти своей жертвы. За эту фотографию, также известную как «Фото голодающего ребенка» и «Голод в Судане», Картер получил Пулитцеровскую премию.
Снимок, опубликованный в газете The New York Times 26 марта 1993 г., шокировал общественность. В связи со шквалом звонков и писем, обрушившихся на редакцию с вопросами о судьбе ребенка, 30 марта газета поместила короткую заметку: «В прошлую пятницу вместе со статьей о Судане опубликована фотография, где была изображена маленькая суданская девочка, которая упала на тропе, ведущей к центру кормления в Айоде. За ней наблюдал стервятник. Многие читатели спрашивали о судьбе девочки. Фотограф сообщает, что она была в силах встать и пойти дальше после того, как стервятника прогнали. Достигла ли она центра — неизвестно».
Много позже выяснилось, что на снимке изображена вовсе не девочка, а мальчик. Звали парнишку Конг Ньонг. Тогда, в 1993 г., он выжил, о нем позаботились работники пункта продовольственной помощи ООН. Однако в 2011 г. отец мальчика рассказал, что в 2007-м его сын все же умер — от малярии.
Ничего этого уже не узнал автор знаменитого снимка. Через четыре месяца после получения Пулитцеровской премии 33-летний Картер покончил жизнь самоубийством, отравившись выхлопными газами. 27 июля 1994 г. он выехал на своем пикапе на берег реки, где примотал липкой лентой один конец шланга к выхлопной трубе, а другой провел через боковое стекло в салон и оставил двигатель на ходу.
«Я подавлен, — написал он в предсмертной записке. — Телефон отключен… Денег на ренту нет… Денег на детей нет… Платить по счетам нечем… Деньги!!! Меня преследуют яркие воспоминания об убийствах, и трупах, и злобе, и боли… Картины голодающих или раненых детей, психов, у которых пальцы на курках чешутся, многие из них это полицейские, или же палачи».