Знаете ли вы, что машинист мостового крана — профессия преимущественно женская?
В формовочном цехе № 1 Минского домостроительного комбината из 12 крановщиков 11 — женщины. В их числе и обладатель почетного звания «Ветеран предприятия» Жанна Луговская. Какие качества нужны, чтобы стать хорошим машинистом мостового крана, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».
Родом Жанна Николаевна из Крупского района. Как и многие другие жители Минщины, учебу после школы решила продолжить в столице. Выбрала профтехучилище № 24, где среди строительных специальностей ей приглянулась диковинная и неизвестная — «машинист козловых и мостовых кранов».
Практику проходила на домостроительном комбинате и сюда же в 1992 году пришла работать:
— Было сложно, но интересно. Конечно, еще многому пришлось научиться, чтобы самостоятельно управлять мостовым краном. Для этого меня закрепили за опытными наставницами. Приняли в коллективе хорошо, он у нас всегда был замечательный. Я и личное счастье здесь нашла: будущий муж Андрей работал на предприятии формовщиком. Познакомились, поженились, у нас двое сыновей.
…Каждое утро с понедельника по пятницу Жанна Николаевна привычно поднимается по крутой лестнице на семиметровую высоту. С небольшой площадки попадает в кабину крана. Здесь нет ничего лишнего: удобное сиденье, рычаги для передвижения груза, печка, поскольку в огромном цехе № 1 довольно прохладно.
Жанна Луговская легким движением выжала рычаг — и массивный кран послушно и плавно заскользил по рельсам, проложенным по стенам. Эта машина здесь поистине незаменима, ведь в формовочном цехе рождаются многотонные блок-комнаты. Задача машиниста мостового крана — перемещать их на своем участке в зоне действия грузоподъемного механизма.
— Я помогаю распалубить модель, иными словами, достать ее из формовочной установки. Участвую и в бетонировании — подвожу бадью с бетоном. После тепловой обработки доставляю кабину (так в цехе называют блок-комнату. — Прим. авт.) на отделочный участок, где ей придают товарный вид. И только потом изделие отправляют на склад готовой продукции, — говорит Жанна Луговская. — За смену через наш участок проходят три кабины, через цех — восемь-девять. Вес блок-комнаты — 16 т, а максимальная грузоподъемность крана — 20 т. Есть у нас и 15-тонники, но они задействованы на других пролетах, где формуются более легкие панели.
Как рассказала специалист, различаются краны и пультами управления. У старых машин четыре контроллера, или рычага. У нового крана всего два джойстика, на нем проще работать. Правда, понадобилось время, чтобы к нему приноровиться.
— Работать приходится на разных кранах. Бывает, нужно помочь на другом участке цеха. Иной раз так находишься и наездишься, что к концу смены голова гудит, — продолжает Жанна Николаевна.
Из формовочного цеха № 1 блок-комнаты сейчас направляют на стройплощадки в Михалово и на улицу Шаранговича, где возводят 16-этажные жилые дома.
Конечно, Жанна Луговская трудится не одна — с бригадой, состоящей из трех формовщиков, которые выполняют еще и функции стропальщиков:
— Поскольку я работаю с объемными грузами, кран оснащен траверсой (специальное грузозахватное приспособление на жестком креплении. — Прим. авт.). Ее использование позволяет избежать повреждения груза при транспортировке. Здесь без помощи формовщиков не обойдешься — они должны зацепить шестью крюками блок-комнату. Рация для общения нам не нужна: просто громким голосом подаются команды «вира», «майна», «влево», «вправо». Взаимодействие с формовщиками у нас отработано до автоматизма.
По словам Жанны Николаевны, чтобы стать хорошим машинистом мостового крана, нужны внимательность, стрессоустойчивость и дисциплинированность:
— Хорошей реакцией тоже надо обладать: одно резкое движение может привести к тяжелым последствиям и для людей, и для имущества. Нельзя бояться высоты, пусть она и не та, с которой имеют дело наши коллеги, работающие на башенных кранах. Требуется точный глазомер, да и в целом состояние здоровья должно быть хорошим. И конечно, важно желание работать.
Свободное время Жанна Луговская посвящает семье. А еще с детства любит вязать — не здесь ли кроются корни ее душевного равновесия?
Фото Ирины МАЛИНОВСКОЙ