А. Шпаковский: Конституция Швейцарии подвергалась изменениям 10 раз, Бельгии — 12
Со дня принятия белорусской Конституции 15 марта исполняется 30 лет. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с недавно избранным депутатом Палаты представителей Национального собрания, советником-посланником посольства Беларуси в России Александром Шпаковским.
Правовая конструкция оказалась прочной
— Александр Павлович, чем, на ваш взгляд, стала Конституция 1994 года для нашей страны?
— Ее принятие имело фундаментальное значение для молодого государства. Документ закреплял необратимый переход Республики Беларусь к строительству суверенного государства.
Хочу подчеркнуть, что правовая конструкция, в основе которой находятся конституционные нормы, разработанные в начале 1990-х годов прошлого века, оказалась достаточно прочной, устойчивой к стрессам разного плана. Далеко не все государства могут записать себе в актив подобные достижения.
— В таком случае с чем была связана необходимость серьезной модернизации нашей Конституции спустя довольно короткий временной промежуток?
— Не будем забывать о том, что, несмотря на определенный государственный опыт БССР, в том числе в части конституционного строительства, суверенная Республика Беларусь появилась на политической карте мира только в начале 1990-х.
Наша молодая государственность переживала определенные «проблемы роста», которые решались с использованием правовых механизмов. Наконец, после 2020 года требовалось расширение народовластия путем конституционного утверждения Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа власти в стране.
Необходимо понимать также, что Основной Закон не является статичным документом. Это означает, что он должен подвергаться ревизии в соответствии с требованиями времени. Думаю, гибкость позволила Беларуси избежать многих острых углов и катаклизмов в своей новейшей истории. При этом изменения в Конституции принимались по итогам всенародного голосования на референдуме.
Если же говорить о международном опыте, то современный мир не знает ни одного государства, которое в ходе своего поступательного развития не вносило бы изменений в Основной Закон. В XXI веке новые конституции были приняты в 45 странах.
— Как часто корректируется Конституция в других государствах?
— Приведу несколько примеров. Конституция Швейцарии, принятая в 1999 году, подвергалась изменениям 10 раз, Конституция Бельгии 1994-го — 12. А в Конституции ФРГ после 1990-го изменениям подверглись более 100 статей из 146. В свою очередь, в Конституцию Венгрии, принятую в 2011 году, внесено уже 6 серьезных поправок, причем изменения затронули 61 статью.
Поэтому процессы конституционного реформирования в Республике Беларусь соответствуют общепринятым мировым практикам. Однако не какая-то абстрактная «международная оценка» в данном случае является мерилом эффективности, а абсолютно конкретное, успешное развитие белорусского государства.
— Связаны ли каким-либо образом события 2020 года с конституционными аспектами?
— Все обстояло с точностью до наоборот. В тот период Беларусь успешно преодолела попытку антиконституционного переворота. Мы помним, что тогда экстремистские политические силы взяли курс на гражданский конфликт.
Белорусская государственность выстояла в том числе благодаря устойчивости конституционной конструкции, предусматривавшей сильные полномочия Президента и четкую вертикаль власти. Своеобразный стресс-тест для нашей системы конституционный строй выдержал.
Дискутировали почти по всем предлагаемым нормам
— Вы являлись членом Конституционной комиссии по внесению изменений и дополнений в Основной Закон. Что запомнилось в первую очередь из той непростой работы? Какими прошедшими предложениями можете гордиться лично и что, возможно, не удалось реализовать?
— Необходимо отметить конструктивную работу Конституционной комиссии на протяжении всего периода деятельности. Этому способствовал грамотно подобранный состав участников — широкий срез профессионалов и лидеров общественного мнения. В комиссию вошли ведущие представители основных профессий, что позволило получать наказы от различных социальных групп и формировать незаурядные подходы к нормотворческому процессу.
— Насколько помнится, участники комиссии довольно много спорили. На ваш взгляд, с чем это было связано в первую очередь?
— Максимально широкую дискуссию вызывали предложения о целесообразности исключения норм о стремлении к нейтралитету и безъядерного статуса из внешнеполитического позиционирования нашей страны, сохранения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Серьезные обсуждения вызвали также нормы, связанные с правом выдвижения кандидатов в депутаты трудовыми коллективами.
По большому счету, в ходе дискуссий обсуждались практически все предлагаемые нормы. Исключение составило, пожалуй, лишь определение брака как союза между женщиной и мужчиной. Эта идея изначально получила всеобщее одобрение.
Глава о Всебелорусском народном собрании в принципе составлялась впервые, что порождало у комиссии и привлеченных экспертов многочисленные споры по этому поводу.
За время работы практически все члены Конституционной комиссии высказывали свое особое мнение по тем или иным вопросам, направляли письменные предложения с конкретными поправками в Основной Закон. В связи с этим Президент дважды продлевал срок нашей работы, что в итоге и позволило предложить обществу оптимальный вариант новой редакции Конституции.
Что касается нереализованных планов, то подобные наработки, полагаю, были у всех членов нашего временного коллектива. Однако в Конституционной комиссии действовал принцип демократического централизма, то есть подчинения воле большинства. Поэтому исходим из того, что принятая Конституция в наибольшей степени отвечает интересам общества и государства.
— По вашему мнению, какое будущее ждет нынешнюю Конституцию в ближайшие 5–10 лет?
— Твердо рассчитываем на то, что действующая редакция Основного Закона позволит продолжить стабильное суверенное развитие Беларуси, несмотря на сложный процесс трансформации миропорядка. В существующих условиях основная внешнеполитическая задача для нашей страны — не допустить образования линий разлома на территории белорусского государства. Но при этом важнейшие вопросы касаются и внутренней политики.
О перераспределении полномочий, референдумах и миротворчестве
— Помимо всего прочего, Конституция 1994 года легализовала институт президентства в нашей стране. Прошло 30 лет. Какие итоги работы этой структуры можно подвести? Что ждет данный институт в ближайшей перспективе?
— Новая редакция Конституции предусматривает некоторое перераспределение полномочий от Президента в пользу Всебелорусского народного собрания, Совета Республики, правительства, повышается роль местного самоуправления. Таким образом, учитывается опыт государственного развития Беларуси на протяжении 30 лет, фактор формирования политической элиты страны, что позволяет вводить элементы коллективной ответственности в процесс государственного управления. Также нынешняя редакция Конституции предусматривает ограничение сроков нахождения на посту Президента двумя каденциями.
— Как изменились Беларусь в целом и Минск в частности за последние 30 лет в связи с реализованными тогда изменениями в законодательной и иных сферах, а также осуществленными реформами?
— За это время Беларусь стала состоявшимся суверенным государством. По ряду параметров она лидирует среди стран СНГ и занимает заметное место в отдельных секторах мировой экономики.
Наша республика является застрельщиком интеграционных процессов на постсоветском пространстве, поддерживает отношения всепогодного стратегического партнерства с Китаем.
Миротворческая миссия белорусской дипломатии широко известна. Несмотря на тот факт, что в настоящее время на планете наблюдается более 180 вооруженных конфликтов, Минск уверенно смотрит в будущее, опираясь на собственный экономический и военный потенциал, союз с братской Россией, участие в ряде авторитетных международных организаций и интеграционных блоков.
Следование независимым курсом в контексте национальных интересов — отличительная черта белорусской государственности.
— Беларусь не раз критиковали за проведение референдумов. Стоит ли сейчас задаваться вопросом по поводу того, кто оказался прав, либо вопрос этот риторический и ответа не требует по определению?
— Здесь необходимо задаться встречным классическим вопросом: «А судьи кто?» Иными словами, действительно ли данные круги имеют право критиковать Беларусь, насколько обоснованы их замечания?
Выше мной были приведены конкретные доводы в пользу успешности выбранной модели развития. В этом контексте мне представляется возможным согласиться с известным высказыванием экс-президента США Джорджа Буша — младшего о том, что «только в банановых республиках вопрос о власти решается на улицах».
В Беларуси, как подобает цивилизованному обществу, такие вопросы решаются в правовом поле, в том числе с использованием древнейшего инструмента демократии — всенародного плебисцита.
— Спасибо за прямой и насыщенный разговор, Александр Павлович. С Днем Конституции!
— Благодарю. Всех читателей и поздравляю с этим знаковым для Беларуси государственным праздником.