А вы знали, что белорусский Ми-26 участвовал в съемках «Крепкого орешка»? Самые интересные факты об авиации МЧС
Где за границей белорусские спасатели тушили лесные пожары, и какой вертолет был задействован в съемках фильма «Крепкий орешек-5». Самые интересные факты об авиации МЧС — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На аэродроме Липки, где базируются основные силы авиации, ветрено — здесь проводится очередной учебно-тренировочный полет. Все бойцы МЧС, от летчика до десантника-пожарного, должны поддерживать себя в форме. Ведь их главная задача — предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, в том числе тушение пожаров, доставка спасателей и спецтехники к месту бедствия, эвакуация пострадавших.
С начала весны и до поздней осени летчики пристально следят за лесными массивами — а это 9,5 млн га! Обнаружив пожар, они нередко принимают участие в его ликвидации, когда спасатели на земле не справляются. На борту вертолета, помимо командира, его помощника и бортинженера, могут находиться и десантники-пожарные, готовые высадиться с помощью веревки или на парашюте в любой точке и немедленно приступить к тушению (у каждого за спиной по 20 л воды).
— Только благодаря слаженной работе наземных групп и авиации можно справиться с крупными очагами возгорания, — считает первый заместитель начальника авиации государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС Иван Лабзин. — С воздуха хорошо видно, как быстро распространяется огонь, куда он движется и где лучше сбросить воду. Каждый член экипажа внимательно следит за тем, что происходит вокруг.
Из-за дыма видимость существенно снижается. Кроме того, в зоне тушения сложнее управлять вертолетом: слабеют двигатели, теряется часть мощности.
Из-за лесного пожара температура в кабине поднимается до 55 градусов. А ведь пилотирование — это обдумывание каждого захода и виража, постоянный контроль за ситуацией. Поэтому летаем втроем — один не может следить и за штурманской, и за оборотами, да еще и пожар тушить. Экипаж — это слаженная команда.
Профессионализм белорусских спасателей ценят за границей. Не один год они помогают тушить лесные пожары в Турции и Греции. В 2014 году во время наводнения в Сербии наши вертолеты две недели доставляли в места бедствия воду и еду, перевозили пострадавших. Сегодня они готовы прийти на помощь России, где не могут справиться с лесными пожарами в Сибири, площадь которых уже около 3 млн га.
— На подготовку экипажа и вертолета нужны сутки — и мы можем вылететь. Но пока российская сторона к нам не обращалась, — говорит И. Лабзин.
Техника спасения
В авиации МЧС 24 воздушных судна. Среди них пять Ми-8 — это самый распространенный вертолет в мире, его используют более чем в 50 странах. Ми-8 участвует в тушении пожаров — для этого он транспортирует на внешней подвеске водосливное устройство с довольно милым названием «Бэмби бакет». В кабине пилота есть специальная кнопка, после нажатия на нее из емкости, напоминающей большую корзину, на очаг возгорания или его кромку выбрасывают тонны жидкости. Ми-8 способен транспортировать 3 т, а тяжеловес Ми-26, который спасатели прозвали коровой, может переносить до 15 т воды. Для тушения некоторых лесных пожаров этого хватает. Главное — найти поблизости озеро, водоем или реку с достаточной глубиной, чтобы целиком заполнить водосливное устройство.
Один из белорусских Ми-26 участвовал в съемках фильма «Крепкий орешек 5» в Венгрии. Тогда наши спасатели провели 5 ночей с Брюсом Уиллисом. По сюжету, его герой проникает в вертолет, захваченный террористами, где расправляется с ними. По такому случаю судно пришлось временно перекрасить — ушло 200 кг краски. А еще Ми-26 — любимчик Джеймса Бонда, эта модель не раз появлялась в картинах об агенте 007. Еще бы: этот «малыш» взмывает в воздух на высоту 6 500 м, развивает скорость до 295 км/ч, дальность его полета — до 800 км.
Скоростной режим
Если в стране случается катастрофа и для ее устранения необходима помощь авиации МЧС, вертолет должен подняться в воздух в течение получаса. Для этого на аэродроме круглосуточно дежурит экипаж. За 30 минут командир полета выясняет у диспетчера, принявшего вызов, подробности операции, проводит расчеты, с какой скоростью лететь, какие запретные зоны обойти.
— В воздухе тоже есть дороги, просто невидимые. Чтобы использовать воздушное пространство, каждый самолет подает заявку в соответствующую службу, которая дает ему разрешение. Мы же летим на место ЧС напрямую, минуя все ограничения. Исключение составляют только запретные зоны — военные полигоны, промышленные объекты с опасным производством… Обычно это небольшие территории, которые несильно сказываются на маршруте и времени полета, — объясняет И. Лабзин. — А вот что точно влияет, так это погода. В туман летаем редко, дождь, грозу и молнию стараемся обходить не меньше чем за десять километров.
Когда все расчеты проведены, летчик запускает вертолет, бортовой инженер проверяет оборудование — 15 минут и можно выдвигаться. По словам собеседника, в любую точку Беларуси добираются за полтора часа. Действия экипажа контролируют на расстоянии руководитель полета, его помощник, дежурный штурман — все они находятся на аэродроме.
— Руководитель полета обязательно летчик. Только он знает, что нужно сказать человеку, кого подбодрить, с кем просто пошутить. Он хороший психолог, — отмечает собеседник.
Сохраняя жизни
Ежедневно через территорию Беларуси пролетают более 1 000 самолетов. Если какой-нибудь из них совершает аварийную посадку или происходит авиакатастрофа, вертолеты МЧС готовы вылететь на помощь. В поисках используют радиокомпас, на который приходят сигналы бедствия.
В экстренных случаях на вертолете можно транспортировать людей с тяжелыми ранениями.
— Как санитарная авиация, мы также перевозим донорские органы. С 2010 года сделали 91 вылет. Каждый из них — чья-то спасенная жизнь, — подчеркивает И. Лабзин.
Не зря профессию летчика многие считают романтичной. Только учиться ей приходится всю жизнь. Ведь каждый полет отличается от предыдущего, и, отправляясь на очередное задание, пилоты не знают, что ждет их на высоте. Но главное — взлететь, а потом приземлиться, потому что большинство аварий и катастроф происходит именно в эти моменты.
Фото Сергея Лукашова