1200 90

А вы знали, что белорусский Ми-26 участвовал в съемках «Крепкого орешка»? Самые интересные факты об авиации МЧС

Где за границей белорусские спасатели тушили лесные пожары, и какой вертолет был задействован в съемках фильма «Крепкий орешек-5». Самые интересные факты об авиации МЧС — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

IMG 0191 LukashovНа аэродроме Липки, где базируются основные силы авиации, ветрено — здесь проводится очередной учебно-тренировочный полет. Все бойцы МЧС, от летчика до десантника-пожарного, должны поддерживать себя в форме. Ведь их главная задача — предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, в том числе тушение пожаров, доставка спасателей и спецтехники к месту бедствия, эвакуация пострадавших.

С начала весны и до поздней осени летчики пристально следят за лесными массивами — а это 9,5 млн га! Обнаружив пожар, они нередко принимают участие в его ликвидации, когда спасатели на земле не справляются. На борту вертолета, помимо командира, его помощника и бортинженера, могут находиться и десантники-пожарные, готовые высадиться с помощью веревки или на парашюте в любой точке и немедленно приступить к тушению (у каждого за спиной по 20 л воды).

— Только благодаря слаженной работе наземных групп и авиации можно справиться с крупными очагами возгорания, — считает первый заместитель начальника авиации государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС Иван Лабзин. — С воздуха хорошо видно, как быстро распространяется огонь, куда он движется и где лучше сбросить воду. Каждый член экипажа внимательно следит за тем, что происходит вокруг.

IMG 0439Из-за дыма видимость существенно снижается. Кроме того, в зоне тушения сложнее управлять вертолетом: слабеют двигатели, теряется часть мощности.

Из-за лесного пожара температура в кабине поднимается до 55 градусов. А ведь пилотирование — это обдумывание каждого захода и виража, постоянный контроль за ситуацией. Поэтому летаем втроем — один не может следить и за штурманской, и за оборотами, да еще и пожар тушить. Экипаж — это слаженная команда.

Профессионализм белорусских спасателей ценят за границей. Не один год они помогают тушить лесные пожары в Турции и Греции. В 2014 году во время наводнения в Сербии наши вертолеты две недели доставляли в места бедствия воду и еду, перевозили пострадавших. Сегодня они готовы прийти на помощь России, где не могут справиться с лесными пожарами в Сибири, площадь которых уже около 3 млн га.

— На подготовку экипажа и вертолета нужны сутки — и мы можем вылететь. Но пока российская сторона к нам не обращалась, — говорит И. Лабзин.

Техника спасенияIMG 0467 Lukashov

В авиации МЧС 24 воздушных судна. Среди них пять Ми-8 — это самый распространенный вертолет в мире, его используют более чем в 50 странах. Ми-8 участвует в тушении пожаров — для этого он транспортирует на внешней подвеске водосливное устройство с довольно милым названием «Бэмби бакет». В кабине пилота есть специальная кнопка, после нажатия на нее из емкости, напоминающей большую корзину, на очаг возгорания или его кромку выбрасывают тонны жидкости. Ми-8 способен транспортировать 3 т, а тяжеловес Ми-26, который спасатели прозвали коровой, может переносить до 15 т воды. Для тушения некоторых лесных пожаров этого хватает. Главное — найти поблизости озеро, водоем или реку с достаточной глубиной, чтобы целиком заполнить водосливное устройство.

Один из белорусских Ми-26 участвовал в съемках фильма «Крепкий орешек 5» в Венгрии. Тогда наши спасатели провели 5 ночей с Брюсом Уиллисом. По сюжету, его герой проникает в вертолет, захваченный террористами, где расправляется с ними. По такому случаю судно пришлось временно перекрасить — ушло 200 кг краски. А еще Ми-26 — любимчик Джеймса Бонда, эта модель не раз появлялась в картинах об агенте 007. Еще бы: этот «малыш» взмывает в воздух на высоту 6 500 м, развивает скорость до 295 км/ч, дальность его полета — до 800 км.

Скоростной режимIMG 0617 Lukashov

Если в стране случается катастрофа и для ее устранения необходима помощь авиации МЧС, вертолет должен подняться в воздух в течение получаса. Для этого на аэродроме круглосуточно дежурит экипаж. За 30 минут командир полета выясняет у диспетчера, принявшего вызов, подробности операции, проводит расчеты, с какой скоростью лететь, какие запретные зоны обойти.

— В воздухе тоже есть дороги, просто невидимые. Чтобы использовать воздушное пространство, каждый самолет подает заявку в соответствующую службу, которая дает ему разрешение. Мы же летим на место ЧС напрямую, минуя все ограничения. Исключение составляют только запретные зоны — военные полигоны, промышленные объекты с опасным производством… Обычно это небольшие территории, которые несильно сказываются на маршруте и времени полета, — объясняет И. Лабзин. — А вот что точно влияет, так это погода. В туман летаем редко, дождь, грозу и молнию стараемся обходить не меньше чем за десять километров.

Когда все расчеты проведены, летчик запускает вертолет, бортовой инженер проверяет оборудование — 15 минут и можно выдвигаться. По словам собеседника, в любую точку Беларуси добираются за полтора часа. Действия экипажа контролируют на расстоянии руководитель полета, его помощник, дежурный штурман — все они находятся на аэродроме.

— Руководитель полета обязательно летчик. Только он знает, что нужно сказать человеку, кого подбодрить, с кем просто пошутить. Он хороший психолог, — отмечает собеседник.

Сохраняя жизниIMG 0712 Lukashov

Ежедневно через территорию Беларуси пролетают более 1 000 самолетов. Если какой-нибудь из них совершает аварийную посадку или происходит авиакатастрофа, вертолеты МЧС готовы вылететь на помощь. В поисках используют радиокомпас, на который приходят сигналы бедствия.

В экстренных случаях на вертолете можно транспортировать людей с тяжелыми ранениями.

— Как санитарная авиация, мы также перевозим донорские органы. С 2010 года сделали 91 вылет. Каждый из них — чья-то спасенная жизнь, — подчеркивает И. Лабзин.

Не зря профессию летчика многие считают романтичной. Только учиться ей приходится всю жизнь. Ведь каждый полет отличается от предыдущего, и, отправляясь на очередное задание, пилоты не знают, что ждет их на высоте. Но главное — взлететь, а потом приземлиться, потому что большинство аварий и катастроф происходит именно в эти моменты.

Фото Сергея Лукашова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.