Актер Валерий Хлевинский едва не упал в пропасть вместе с автобусом. Интересные факты о телесериале «Вечный зов»
Будущий депутат российской госдумы Елена Драпеко получила от Тамары Сёминой звонкую оплеуху, а актер Валерий Хлевинский едва не упал в пропасть вместе с автобусом. Подробности о телесериале «Вечный зов» – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Через судьбы братьев Савельевых, их родственников и односельчан проходит история большей части ХХ века.
Конвейерным методом
Владимир Краснопольский и Валерий Усков — одни из самых известных постановщиков как советских, так и постсоветских телевизионных сериалов. Первую свою картину «Самый медленный поезд» они сняли в 1963 году. А начиная с 2000-х почти конвейерным методом выдавали многосерийные фильмы: «Две судьбы» (2002-2008), «Ермоловы» (2008), «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009), «Дом с лилиями» (2013) и многие другие. Кстати, съемки некоторых из вышеперечисленных лент проходили в Минске.
В 1971-м соавторы закончили работу над сериалом «Тени исчезают в полдень» по произведению Анатолия Иванова. Собирались отдохнуть, набраться сил. Но неожиданно узнали, что вышла новая книга писателя «Вечный зов». Прочитав ее, режиссеры решили: если не возьмутся за производство сейчас, роман экранизируют другие коллеги. И работа началась! Над картиной трудились целых 11 лет, выпуская серии порциями. Из-за этого на «Мосфильме» ленту прозвали «Вечный зуд». В июне 1976 года зрители увидели первые шесть серий. В январе 1978-го — еще шесть. Заключительные семь эпизодов попали в телеэфир в мае 1983 года! За это время группа породнилась, а актеры так прикипели к своим образам, что не хотели с ними расставаться. Зрители неотрывно наблюдали за сагой. Ведь публика не была избалована бразильскими и прочими бесконечными телеэпопеями, пронзительными драмами, прослеживающими судьбы героев от детства до глубокой старости. А у определенной категории зрителей, жизнь которых не столь остра и разнообразна, такие кинороманы вызывают повышенный интерес.
Как без него?
Поскольку в произведении большое количество персонажей, пробы растянулись на долгие месяцы. Начальство просило обратить внимание на известных актеров. Постановщики решили идти от обратного — выбирать тех, за кем не тянется шлейф бывших популярных ролей. Ходили по театрам, наблюдали за актерской игрой, причем не только в Москве. Ездили и в регионы. Например, Юрий Лахин работал в Свердловском академическом театре драмы. В антракте к нему подошел неизвестный мужчина и предложил исполнить в его картине роль Василия Кружилина. Актер сначала решил, что это розыгрыш друзей. Но Краснопольский показал удостоверение «Мосфильма», и судьба Лахина кардинально изменилась. После съемок он переехал в Белокаменную.
Актрису театра «Ромэн» Екатерину Жемчужную сорежиссеры ждали у подъезда дома. Ее супруг чуть не затеял драку, приняв их за хулиганов. Когда все выяснилось, ей предложили сыграть цыганку Зорицу. Она снялась в первом блоке серий. А когда настало время приступить ко второму, Екатерина перестала отвечать на телеграммы с вызовом на съемки, и ее роль сократили. Только спустя много лет стало известно, что сообщения прятал супруг, не желая ее отпускать.
Нестандартно решили подойти и к образам отрицательных персонажей. В советском кино их обычно играли актеры с отталкивающей внешностью. Но на роль кулака Кафтанова позвали во всех отношениях положительного Ефима Копеляна из Ленинградского БДТ, нашего земляка. Случилась беда. Когда ему оставалось отработать в трех последних сценах, Ефим Захарович умер от инфаркта. Постановщики нашли похожего актера, с помощью пластического грима сделали его максимально похожим на покойного и так вышли из положения.
Валерий Хлевинский, исполнявший роль одного из братьев Савельевых, выдержал сильнейшую конкуренцию: на эту роль претендовали Олег Янковский и Александр Абдулов. Но режиссеры выбрали его, тогда малоизвестного актера.
Несмотря на намерение снимать неизвестных исполнителей, без звезд все же не обошлось. Петр Вельяминов сыграл Поликарпа Кружилина. Он был талисманом постановщиков и снимался почти во всех их лентах.
Из узнаваемых в те годы актеров роли исполняли Тамара Сёмина, Ада Роговцева, еще один наш земляк Николай Ерёменко — старший, Римма Маркова, Наталья Кустинская, Олег Басилашвили, Михаил Кокшенов. Всех не перечесть.
Вадим Спиридонов, отснявшись в своей последней сцене, где его персонажа Савельева убивают, разрыдался, причитая: «10 лет с Федором, как же я буду без него». И у всей группы на глазах появились слезы, люди видели, что его порыв искренен.
Репрессии – вырезать
Кино снимали в Башкирии под Уфой в ряде сел. Когда приезжала группа, колхозная жизнь останавливалась. Все хотели поучаствовать в массовке, помочь актерам советом в вопросах сельского быта. Однажды вечером Усков и Краснопольский шли по деревенской улице удрученными и встретили местного парторга. Оказалось, что на завтра назначена сцена с бандитами, а тех, кто мог бы их сыграть, не нашли. Парторг успокоил их и пригласил на утреннее партсобрание. Весь сельский партийный актив своими лицами и фактурой был похож на экранных злодеев. Коммунистов из партячейки переодели, усадили на лошадей, и они совершили налет согласно сценарию!
Героиня Елены Драпеко по сюжету исполняла роль дочери персонажа Тамары Сёминой. Мать должна была в кадре ударить дочь по щеке ладонью. Проходил очередной дубль с пощечиной, а режиссер из-за камеры кричал: «Не верю!» Тогда Сёмина с размаха дала коллеге такую оплеуху, что та упала и обрушила декорацию избы. Щека, естественно, распухла.
В ожидании своей сцены актер Валерий Хлевинский как-то дремал в автобусе. Водитель, несмотря на склон, ведущий к пропасти, забыл поставить машину на ручник. И транспортное средство покатилось. К счастью, колесо наскочило на большой камень, автобус перевернулся и кубарем приближался к пропасти. Актер в нем барахтался как белка в колесе. Этот переворот спас жизнь, так как машина остановилась на самом краю обрыва колесами вверх.
Вообще, с автобусами много любопытных историй. В дни осенней распутицы киношники ежегодно не могли проехать по местным дорогам. Колхоз выделял группе несколько тракторов, которые таскали автобусы за собой, как прицепы.
Когда последняя часть картины была готова, постановщиков вызвали в КГБ и потребовали исключить все связанное со сталинскими репрессиями, мол, народ стал все это забывать, а вы бередите раны. Авторам пришлось подчиниться.
Уже в середине 1990-х Усков и Краснопольский вернули в фильм все вырезанное. Полная версия получилась продолжительностью 27 серий!
Еще материалы рубрики:
Как на съемках новогоднего фильма «Сирота казанская» Лев Дуров едва не погиб от рук Валентина Гафта
Смотрите также: