Актеры жили в гримерных, а рядом сновали пленные. Как работали театры Минска после его освобождения
Жить артистам было негде. В Большом они поселились в уцелевших гримерных комнатах. Во второй части театра, как тени, ходили пленные немцы, восстанавливавшие здание. Как скоро после освобождения Минска приступали к работе театры — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Беды Большого
Театр оперы и балета открыли в столице 25 мая 1933 года. Первая постановка — опера Жоржа Бизе «Кармен». Только вот учреждение не имело собственного здания. Оперная труппа выступала в помещении бывшей хоральной синагоги на ул. Володарского. Там давал спектакли и Белорусский государственный еврейский театр. Балетный коллектив делал постановки на сцене Белорусского государственного театра (БДТ, ныне — Купаловский). Интересно, что танцовщики считали себя хозяевами сооружения, так как Большой театр БССР изначально планировалось оставить в нем, а на Троицкой горе после закрытия там продовольственного рынка — возвести новое помещение для БДТ в конструктивистском стиле. Позже власти все переиграли и заложили в том месте в июле 1933-го первый камень Государственного театра оперы и балета. Строительство обещали завершить к 7 ноября 1937 года. Однако, как писали газеты, помешали вредители. Здание открыло двери лишь 10 марта 1939-го.
Таким образом, до войны Большой успел поработать на новой сцене всего два года. В 1944-м коллектив вернулся с Поволжья — из городов Горький и Ковров, — где продолжал творческую деятельность в эвакуации. Все сотрудники увидели разоренный и опаленный, пусть и частично уцелевший, храм искусства. Левое крыло повредила авиабомба. Жить артистам было негде. Они поселились в сохранившихся гримерных комнатах. Во второй части здания сновали пленные немцы, восстанавливавшие строение.
В подвале действовало Минское художественное училище (сейчас — Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова), а в актерском буфете разместили репетиционный зал театрального института (теперь — Белорусская государственная академия искусств), открывшегося в 1945 г. Общеобразовательные предметы будущим драматическим актерам преподавали в аудиториях пединститута на пл. Ленина. Вуз имел только театральный факультет. Театрально-художественным он стал в 1953-м. Тогда кузница служителей Мельпомены получила собственный учебный корпус, в котором расположена и сегодня (пр. Независимости, 81).
Фактически три года труппа Большого давала спектакли на сцене Окружного дома офицеров. Послевоенной реконструкцией театра руководил Иосиф Лангбард. Средств не хватало. Восстанавливали все без лишних украшательств. Правда, появились дополнения и корректировка в системе ярусных балконов. Отремонтированное здание открыли 7 ноября 1947 г. оперой «Кастусь Каліноўскі».
Кочевая жизнь
Государственный русский драматический театр БССР работал в Бобруйске с начала 1930-х. С 1935-го по 1941-й — в Могилеве. Там имелось шикарное, старейшее в Беларуси театральное здание с императорской ложей, которое возвели в конце XIX века.
В 1939 г. в труппу приехали выпускники одного из ленинградских театральных вузов. В 1940-м было принято решение: к 1 сентября 1941-го театр отправится в Минск. Однако планы не осуществились. Ленинградцы вернулись домой после начала войны. В город Энгельс Саратовской области эвакуировалась часть актеров. А в 1943 г. собрали коллектив, организовав разъездной фронтовой театр с постоянной технической базой в Москве. В 1944-м труппа вернулась в Могилев. Сезон открыли спектаклем «Встреча в темноте» о Великой Отечественной и комедией «Двенадцатая ночь» Шекспира.
С 1939 г. после воссоединения Западной Беларуси и БССР в Гродно действовал Государственный польский театр, так как немалая часть населения западных областей понимала лишь этот язык. После войны данную практику решили не продолжать. Работу польского театра, как и еврейского в Минске, не возобновили. В апреле 1945-го Государственный русский драматический театр из Могилева перенаправили в Гродно. За два года хоральную синагогу на Володарского перестроили в театральное здание. В нем 1 сентября 1947-го Государственный русский драматический театр БССР открыл сезон спектаклем «Кремлевские куранты». В 1955-м коллективу присвоили имя Максима Горького. Как в довоенные, так и в первые послевоенные годы театром руководил актер и режиссер Дмитрий Орлов. Советские зрители помнят его по фильму «Часы остановились в полночь», в котором он сыграл Вильгельма фон Кауница (прототип – гауляйтер Кубе).
Самолет в подарок
В июне 1941-го минский БДТ находился на гастролях в Одессе. После начала войны 4 июля коллектив прибыл в Москву. Артистам предоставили здание Театра Революции. А в сентябре их отправили в Томск, где они трудились до 1944 г. С 5 июня по 23 июля 1943-го труппа дала 78 концертов и показала 72 спектакля бойцам Калининского фронта! За деньги театра для армии построили Як-9. Актеры выступали в госпиталях, на предприятиях, в селах Сибири. Играли на русском языке за исключением спектаклей «Партизаны» и «Гибель волка». Количество постановок в эвакуации не уменьшилось. К отбытию в Минск режиссер Лев Литвинов выпустил спектакль «Паўлiнка». Возвращались группами поэтапно в сентябре 1944 г. Один из эшелонов попал под бомбежку, выжили не все. Кроме того, с 23 на 24 сентября в Омской области поезд сошел с рельсов. Погибли артисты Борис Алексеенко, Маргарита Шашалевич, Константин Былич, девятилетняя дочь актера и режиссера Глеба Глебова.
К сожалению, в 1941-м на гастролях в Одессе находился не весь коллектив. Оставшиеся в Минске артисты оказались в оккупации. То же самое произошло с актерами Театра юного зрителя, действовавшего с 1931-го на сцене Дома комсомола и пионерии (здание располагалось на месте современного ТЮЗа). Гитлеровцы вынудили артистов под угрозой расстрела выходить на сцену. В основном ставили белорусскую классику для местного населения, так как фашисты разыгрывали национальную карту, создавая иллюзию лояльности к нашей культуре.
В связи со всеми событиями советские руководители не возобновили работу ТЮЗа после войны. Его открыли лишь в 1956 г. в отстроенном здании, с новым коллективом, состоявшим из вчерашних студентов.
Почти сразу после войны БДТ присвоили имя Янки Купалы, погибшего в 1942-м при загадочных обстоятельствах. Кого-то из работников, побывавших в оккупации, уволили. Будущего заслуженного артиста БССР Бориса Владомирского приговорили к 10 годам заключения. Правда, в 1953-м его освободили, а в 1971-м реабилитировали.
Таким образом, в Минске к 1948 г. действовало три театра. Государственный театр кукол БССР существовал в Гомеле с 1938-го. В белорусскую столицу переехал в 1950 г.