1200 90

Актриса Любовь Румянцева: «Мне нравятся характерные роли»

IMG 1113Актриса Любовь Румянцева могла стать заложницей своей первой роли, которая прославила ее на весь мир, — итальянки Джулии Новелли из «Альпийской баллады». Но в итоге создала немало колоритных и запоминающихся образов в кино и театре. Накануне своего 75-летия артистка рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости», почему решила переехать в Минск и на что потратила гонорар за самую известную картину.

Все начинается с «Колыбельной»

Любовь Григорьевна, вы с детства занимались спортом, дважды становились чемпионкой Молдавии по настольному теннису. В кино как попали?

Совершенно случайно! Училась в восьмом классе. Однажды на улице ко мне подошли с вопросом, не хочу ли сниматься в кино. И предложили роль в картине Михаила Калика «Колыбельная». Я играла девочку-подростка, ценой собственной жизни спасавшую новорожденных от фашистов. Помню, как прижимала к груди кроху, сидя в грузовике. Я до сих пор очень люблю грудничков: они удивительные, как ангелы, и так сладко пахнут! Моим партнером в этом фильме был пожилой артист, он и сказал мне: «Деточка, поступай в Москву». Я и послушалась.

Визитная карточка

Роль Джулии Новелли в фильме «Альпийская баллада» принесла вам мировую славу, любовь и признание зрителей. В то же время участие в картине стало поворотным моментом в творческой судьбе: будучи актрисой театра на Малой Бронной, после съемок переехали в Минск. Сложно было принять такое решение?

Нет. Москву не люблю. Там нужно выставлять локти, чтобы тебя не затоптали. И в прямом, и в переносном смысле. Определяющим стал момент, когда к окончанию съемок «Альпийской баллады» из театра на Малой Бронной ушел режиссер Андрей Гончаров. В театр меня пригласил именно он, когда училась на четвертом курсе в ГИТИСе. Я была очень робкой и стеснительной. Помню, как Андрей Александрович на меня покрикивал во время репетиций: «Не ходи ты вдоль стеночки, ты такая же актриса, как все!» (улыбается).

Актрису на роль Джулии в «Альпийской балладе» искал сам Станислав Любшин вместе с оператором Анатолием Заболоцким. Как складывались ваши отношения на съемочной площадке?

Станислав Любшин решил, что подарил мне эту роль и я обязана ему. Он приглашал меня на ночные репетиции, но я не приходила. Тогда он жаловался режиссеру, что я, молодая и неопытная актриса, отказываюсь от его помощи, выгонял меня. Я собрала вещи и уехала, ничего никому не сказав. Когда ситуация прояснилась, меня вернули и ему пришлось просить прощения перед всей съемочной группой. Играть любовь с ним было сложно. В фильме есть момент, где Иван бьет меня по лицу. Снимали несколько дублей. В один из моментов не выдержали осветители и оттащили Любшина от меня.

И все же после съемок в картине вы продолжали общаться и почти согласились на предложение Станислава Любшина перейти работать в театр имени М. Н. Ермоловой.

— Да, и даже ездила смотреть его спектакли. Но мне не понравились отношения в коллективе. Помню, я проходила сквозь строй актрис (сейчас известных), и от завистливых взглядов у меня буквально горела кожа. Я подумала, что сражаться на бытовом уровне не мое.

— Наверняка сохранились и теплые воспоминания об этом фильме?

Мне мешками шли письма со всех уголков Советского Союза. Очень запомнились послания из Беларуси. В них люди рассказывали, что знали Ивана (главного героя фильма. — Прим. авт.), его родственников, сообщали его адрес. До сих пор храню о них воспоминания.

d14564162e45dd75a2a0def97caf0595

— Вам удалось вдохновенно и живо перевоплотиться в итальянку…

Перед съемками со мной работал консультант, который водил на просмотры всех итальянских картин того времени. Потом состоялась встреча с Василем Быковым. Общение с ним помогло почувствовать героиню, понять ее характер. Сложности возникали с языком. Но так как в детстве я жила в Молдавии и изучала в школе молдавский, родственный итальянскому, трудность эту легко преодолела. Позже с «Альпийской балладой» побывала во многих странах. Помню, как в Сомали, бывшей итальянской колонии, после показа фильма подбежали местные и стали обращаться ко мне на своем языке. Я ответила, что не говорю по-итальянски, чем вызвала их недоумение. Они ведь определили, что в картине я произношу фразы на неаполитанском диалекте.

Бывших йогов не бывает

Вы два раза ездили в Индию, общались с настоящими йогами. Чему у них научились?

Я сама занималась йогой. Эта практика помогала восстанавливаться после спектаклей. Йоги научили меня мантрам, даже температуру тела я могла себе поднять. Но самое сложное — достичь состояния нирваны, ни о чем не думать, уйти в никуда. Я внимательно за ними наблюдала, и у меня получилось! Сейчас хорошо знаю свой организм и его возможности. Во многом благодаря этому смогла перенести сложнейшие операции, встать на ноги и снова радоваться жизни! Когда врачи запретили мне играть в театре, я немного растерялась, уехала на дачу, копала, копала, все перекопала… И пришла к мысли, что иногда нужно пожить для себя. Просто для того, чтобы утром улыбаться! Сейчас являюсь членом худсовета Театра-студии киноактера, продолжаю сниматься в кино. Скоро состоится премьера сериала Владимира Краснопольского о репрессиях 1970-х годов, где сыграла роль шведки. Страшное что-то будет!

Rumyantseva Golubchik 3

 На коленях у зрителя

— В Театре-студии киноактера вы с момента основания. Столько образов создано, столько ролей сыграно. Есть любимые?

Все, потому что разные. Мне нравятся характерные роли, которые позволяют фантазировать, экспериментировать, импровизировать. Я счастлива, что довелось сыграть Гертруду в «Гамлете», сваху в «Женитьбе Бальзаминова», Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках». В нашем театре мы говорим, что играем на коленях у зрителя. Зал небольшой, сцена близко, и реакция публики чувствуется сразу. Я всю себя настолько выплескивала, что, выходя на поклоны, иногда ног не чувствовала, меня партнер под руку брал. Ведь невозможно регулировать, сколько ты отдашь зрителю сегодня, а сколько завтра. Сцена пошла, завертелось — и так до финала. Остановки не бывает. Один раз даже голову себе разбила в спектакле «Наедине со всеми». Хорошо, что это случилось под конец представления.

По крупицам

— Чем особенно гордитесь?

— Тем, что снималась со своим любимым артистом Вячеславом Тихоновым в «Зале ожидания». Он такой застенчивый. Для меня это был классический вариант партнерства! Актер, сыгравший звездные роли, обращался ко мне на Вы. И когда режиссер обронил фразу, что у меня роль второго плана, Тихонов возмутился: «Нет, это у меня роль второго плана. Она — первого!»

— Счастье — это…

— Все, что приносит радость. Нужно жить так, чтобы было приятно. И не только тебе, но и тем, кто рядом. Каждый день стремиться хоть на чуточку стать добрее. И почаще улыбаться! Даже если нет настроения.

Справочно

Любовь Румянцева кроме «Альпийской баллады» снялась в таких картинах, как «Аннычка», «Батька», «Дорога на Рюбецаль», «Вчера, сегодня и всегда», «Мировой парень». Много запоминающихся образов создано Любовью Григорьевной в последние годы. Среди них художественные фильмы и телесериалы «Зал ожидания», «Каменская 2», «Воскресенье в женской бане», «Око за око» и другие.

Фото предоставлены Театром-студией киноактера

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.