Американский режиссер Шон Бейкер: «В фильм нужно вложить сердце»
Американец Шон Бейкер в 2013-м участвовал в «Лiстападзе» с фильмом «Старлетка», а в нынешнем году он – председатель жюри конкурса «Молодость на марше».
Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с известным режиссером о критериях конкурсного отбора и о том, кто сегодня лидирует в мировом кинематографе.
– Шон, раскройте секрет, по каким критериям вы судите картину?
– Главный критерий – фильм должен тронуть. А для этого в него надо вложить сердце. Думаю, все согласятся с тем, что, идя в кино, мы идем за душевным переворотом. Будь то драма, комедия или ужасы. И фильмы, которые тронули, оказывают наибольшее влияние. И еще один важный момент, на который должны обращать внимание члены жюри секции «Молодость на марше», – уверенность, что молодой режиссер будет расти в творческом плане. Своеобразное обещание, что ему будет что сказать в будущем.
– Какие тенденции можно выделить сегодня в творчестве молодых режиссеров?
– Одна из тенденций, по моему мнению, – тонкий подход к политике. С одной стороны, режиссеры не упускают из виду эту тему, а с другой – подходят к ней очень аккуратно. Они совмещают реалистичность и драматизм, а это значит – выходят на более глобальный уровень. И это прекрасно, особенно в современную эпоху телевидения. Зритель должен видеть отличия реалити-шоу и реальности, которую показывают молодые режиссеры.
– Французский режиссер Давид Тебуль высказал мнение, что большое влияние на мировые киношколы оказывает американская. Вы согласны с данным высказыванием?
– Это мнение я слышал не единожды. Но согласиться с ним не могу. Например, из 5 лучших, на мой взгляд, фильмов этого года только один представлен США. Считаю, большего внимания заслуживают европейские фильмы. Американское же кино зациклилось на прошлом. 1970-е годы в США видят как некий романтический период, и многие любят к нему возвращаться. Можно понять, почему конкретно голливудское кино влияет на киношколы других стран – там всегда сильная техническая сторона. Но что-то новое в американском кино увидеть сложно.
– Киношколу какой страны сегодня можно назвать самой сильной?
– Мы называем это не школой, а волной. Каждые 3–4 года в какой-то стране появляется одна, а может, и несколько сильных работ, которые притягивают к себе мировое внимание. Например, сейчас хорошо себя показывает румынская волна. Сильные фильмы у датской волны – они сочетают в себе документальность и особую манеру повествования. Появляется на сцене и достаточно сильное индийское кино, что не может не удивлять. Они стали по-новому смотреть на свою страну. Очень хороший фильм «Суд» представлен Индией на «Лiстападзе» в этом году.
– В 2013-м на кинофестивале «Лiстапад» ваш фильм «Старлетка» закрывал конкурсную программу молодого игрового кино «Молодость на марше». А сегодня вы — председатель жюри данной секции. В какой ипостаси чувствуете себя более комфортно?
– Одновременно и тяжело, и легко быть в обеих ролях. Работа в жюри дает возможность увидеть новые тенденции, свежие идеи в кинематографе. Естественно, неловко судить работы коллег. Особенно в действующей системе, когда, присваивая одному фильму звание лучшего, другие словно отодвигаешь на второй план. Но подобный выбор помогает делать кино лучше.
– В Минске вы впервые. Чем впечатлил город?
– В Минске я действительно впервые. В прошлом году на «Лiстапад» моя лента приехала без меня (смеется). Времени, к сожалению, не так много, но уже успел впечатлиться Немигой, Троицким предместьем. При первой же возможности постараюсь посетить больше местных достопримечательностей.
Фото Сергея Лукашова