1200 90

Арест и смерть мужа. Как драматург Тамара Габбе справлялась со сложностями судьбы

В самые мрачные времена драматург Тамара Габбе писала светлые фантастические истории о вечных ценностях. Как она работала над пьесой «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», и почему была арестована в 1939-м — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

tamara gabbe1

Кто настоящий злодей

Фразы «Больше двух не собираться!», «Вот казню метельщика — и в отпуск!» в Минске середины 1960-х знали если не все, то многие. Они из ленты «Город мастеров», снятой в ту пору студией «Беларусьфильм». По версии российского журнала «Искусство кино», картина вошла в число лучших детских фильмов ХХ столетия. По сюжету злой герцог де Маликорн напал на вольный город мастеров. С помощью прислужников, шпионов и доносчиков пытался подчинить себе свободолюбивых граждан. Часть жителей ушли в близлежащие леса. Под предводительством благородного горбуна-метельщика по имени Караколь они пытались сражаться за человеческое достоинство.

Молодой Леонид Каневский сыграл начальника тайной полиции. Красавица Марианна Вертинская исполнила роль возлюбленной Караколя. Савелий Крамаров на экране перевоплотился в сына бургомистра по имени Клик-Кляк. Интересно, что трубочиста сыграл будущий папа Кристины Орбакайте Миколас Орбакас. Критики писали о пиршестве красок, о том, что колорит стал элементом драматургии ленты. Действительно, художник Александр Бойм придумал не только яркие цвета декораций и костюмов, но и оттенки лиц. Например, подручные злодея появляются в кадре с синеватыми физиономиями, словно инопланетные рептилии-завоеватели. Режиссером фильма стал Владимир Бычков, который позже снял картину «Достояние республики».

Формально в основе сюжета ленты лежат реальные факты борьбы западноевропейских городских коммун с феодалами в XII–XV веках. На деле, пьесу «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», по мотивам которой снят фильм, драматург Т. Габбе писала в 1941–1943 годах в блокадном Ленинграде. Часто брала рукопись с собой в бомбоубежище, когда звучала воздушная тревога. В воображении возвращаясь к вымышленным героям, она пыталась уйти от страшной действительности. Догадаться, что ее вдохновляло, несложно: сопротивление гитлеровцам. Ведь фигурально произведение об оккупации. И когда в 1944-м спектакль поставили в Центральном детском театре в Москве, все ребята в зале прекрасно понимали, о чем он на самом деле и что настоящее имя злого герцога де Маликорна — Гитлер.

cd06e2da 5172 5dc9 a17f 6b2c033d86bc

Кадр из фильма «Город мастеров»

Ваши прилетели

Т. Габбе была человеком с очень трагичной судьбой и на фоне этого писала удивительно светлые сказки, в которых добро всегда побеждало. В ее жизни так случалось не всегда. В 1930-е в Ленинграде она пришла работать в детский отдел Госиздата, им руководил Самуил Маршак. Располагался он на Невском проспекте (в то время проспект 25 Октября) в так называемом доме Зингера. Самуил Яковлевич был человеком требовательным, но с юмором. Есть история о том, как детская поэтесса Агния Барто приехала в один из писательских санаториев, где находились Маршак и Чуковский.

Дежурная по этажу, не очень образованная женщина, очевидно, из соседней деревни, спросила ее:

— Вы тоже пишете?

Пишу, — ответила А. Барто.

— И в зоопарке, конечно, подрабатываете?

— Где-где?

— Как же, этот ваш Маршак рассказывал, что у писателей доход непостоянный — то густо, то пусто. Вынужден в зоопарке подрабатывать. Я, говорит, орангутанга изображаю, а этот, из 32-го номера, длинный такой, Чуковский, — жирафа. С его ростом это почти смежная специальность — деток веселить. Начисляют неплохо. Мне, говорит, 392 в месяц, а ему — 277 рубликов, плюс премия за стаж.

Встретив вечером в коридорах Чуковского, Барто рассказала ему все. Он смеялся от души, а потом вдруг сделался серьезным, задумался, посмотрел в потолок и процедил:

— Все время так: ему — 392, а мне — 277.

Смеяться довелось недолго. Многие литераторы города на Неве хотели, как им казалось, легких денег от детиздата. Писали свои опусы, приносили, а у Маршака был зоркий глаз на таланты. Бездарей он разворачивал. Те сочиняли доносы в НКВД о рассаднике троцкизма в коллективе Самуила Яковлевича. В итоге в 1937-м старый состав детского отдела разогнали. Кого-то просто уволили, а некоторых арестовали. Габбе оказалась в тюрьме. Маршак уехал в Москву, год обивал пороги, дошел до главного прокурора СССР Вышинского. Подопечную писателя чудесным образом удалось освободить в 1938-м. Но цепочка бед на этом не завершилась. В начале 1941 года супруг писательницы инженер Иосиф Гинзбург в компании сказал что-то негативное о пакте Молотова — Риббентропа. Его арестовали. В 1945-м он погиб в лагере, при прорыве плотины, спасая соседа по бараку.

scale 1200

Кадр из фильма «Город мастеров»

Когда началась война, Т. Габбе писала театральную пьесу в четырех действиях «Хрустальный башмачок» по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка». Потом взялась за «Город мастеров». И все это в самую страшную первую блокадную ленинградскую зиму. Однажды, вернувшись из бомбоубежища, она обнаружила на месте своего дома руины, осталась без крова.

В 1942 году ей с матерью Евгенией Самойловной удалось эвакуироваться в Москву и получить там две маленькие комнаты в коммуналке. Вторая была похожа на шкаф — наверное, бывшая кладовка. Маршак тоже тогда находился в столице. Писательница стала подрабатывать у него литературным секретарем. Ходила по библиотекам, делала нужные выписки, перепечатывала произведения. С С. Маршаком проживала его домработница — поволжская немка. Когда звучала воздушная тревога, писатель стучал в стену и кричал: «Розалия Ивановна, ваши прилетели, пойдемте в убежище».

В 1943-м драматург узнала о гибели младшего брата Миши на фронте.

Крылья как посвящение

Блокадная зима отразилась на здоровье пожилой матери Т. Габбе. После войны она восемь лет ухаживала за лежачей больной в той самой комнате, похожей на шкаф. При этом ей по-прежнему хватало вдохновения на сказки. В тот период написаны пьесы «Авдотья Рязаночка», «Волшебные кольца Альманзора», комедия «Дальнее следование». Кроме того, в ее переводе публиковали сказки Перро, Андерсена, братьев Гримм, а также произведения Джонатана Свифта.

Так она и жила меж делами С. Маршака, лежачей матерью и собственным письменным столом. А когда в 1957 году Евгении Самойловны не стало, Габбе узнала, что сама неизлечимо больна онкологией. Она скончалась в 1960-м в возрасте 56 лет.

В 1965 году на «Беларусьфильме» приняли решение экранизировать «Город мастеров». Адаптировать пьесу для кино взялся Николай Эрдман, сценарист лент «Веселые ребята», «Волга-Волга» и десятков других. Он тоже успел побывать под следствием в 1930-е, был знаком с Т. Габбе, и вообще судьбы литераторов оказались схожи. Эрдман позволил себе немного отойти от оригинала: выстроил все так, что в финале изъян в виде горба благородного метельщика Караколя превращается в крылья. Конечно же, эту метафору он посвятил Тамаре Григорьевне.

Читайте также:

Режиссер Нечаев и сценарист Веткина пошли на аферу, чтобы создать фильм «Приключения Буратино»

Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов

Через конкурентов и бюрократию — к звездам. Как в СССР создавался прототип современной МКС

Любовь Мастера. Вспоминаем о «забытой» жене Булгакова

Ателье на Арбате и сотрудничество с НКВД. Как жил минчанин, ставший главным фотопортретистом СССР

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.