Арест и смерть мужа. Как драматург Тамара Габбе справлялась со сложностями судьбы
В самые мрачные времена драматург Тамара Габбе писала светлые фантастические истории о вечных ценностях. Как она работала над пьесой «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», и почему была арестована в 1939-м — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Кто настоящий злодей
Фразы «Больше двух не собираться!», «Вот казню метельщика — и в отпуск!» в Минске середины 1960-х знали если не все, то многие. Они из ленты «Город мастеров», снятой в ту пору студией «Беларусьфильм». По версии российского журнала «Искусство кино», картина вошла в число лучших детских фильмов ХХ столетия. По сюжету злой герцог де Маликорн напал на вольный город мастеров. С помощью прислужников, шпионов и доносчиков пытался подчинить себе свободолюбивых граждан. Часть жителей ушли в близлежащие леса. Под предводительством благородного горбуна-метельщика по имени Караколь они пытались сражаться за человеческое достоинство.
Молодой Леонид Каневский сыграл начальника тайной полиции. Красавица Марианна Вертинская исполнила роль возлюбленной Караколя. Савелий Крамаров на экране перевоплотился в сына бургомистра по имени Клик-Кляк. Интересно, что трубочиста сыграл будущий папа Кристины Орбакайте Миколас Орбакас. Критики писали о пиршестве красок, о том, что колорит стал элементом драматургии ленты. Действительно, художник Александр Бойм придумал не только яркие цвета декораций и костюмов, но и оттенки лиц. Например, подручные злодея появляются в кадре с синеватыми физиономиями, словно инопланетные рептилии-завоеватели. Режиссером фильма стал Владимир Бычков, который позже снял картину «Достояние республики».
Формально в основе сюжета ленты лежат реальные факты борьбы западноевропейских городских коммун с феодалами в XII–XV веках. На деле, пьесу «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», по мотивам которой снят фильм, драматург Т. Габбе писала в 1941–1943 годах в блокадном Ленинграде. Часто брала рукопись с собой в бомбоубежище, когда звучала воздушная тревога. В воображении возвращаясь к вымышленным героям, она пыталась уйти от страшной действительности. Догадаться, что ее вдохновляло, несложно: сопротивление гитлеровцам. Ведь фигурально произведение об оккупации. И когда в 1944-м спектакль поставили в Центральном детском театре в Москве, все ребята в зале прекрасно понимали, о чем он на самом деле и что настоящее имя злого герцога де Маликорна — Гитлер.
Ваши прилетели
Т. Габбе была человеком с очень трагичной судьбой и на фоне этого писала удивительно светлые сказки, в которых добро всегда побеждало. В ее жизни так случалось не всегда. В 1930-е в Ленинграде она пришла работать в детский отдел Госиздата, им руководил Самуил Маршак. Располагался он на Невском проспекте (в то время проспект 25 Октября) в так называемом доме Зингера. Самуил Яковлевич был человеком требовательным, но с юмором. Есть история о том, как детская поэтесса Агния Барто приехала в один из писательских санаториев, где находились Маршак и Чуковский.
Дежурная по этажу, не очень образованная женщина, очевидно, из соседней деревни, спросила ее:
— Вы тоже пишете?
— Пишу, — ответила А. Барто.
— И в зоопарке, конечно, подрабатываете?
— Где-где?
— Как же, этот ваш Маршак рассказывал, что у писателей доход непостоянный — то густо, то пусто. Вынужден в зоопарке подрабатывать. Я, говорит, орангутанга изображаю, а этот, из 32-го номера, длинный такой, Чуковский, — жирафа. С его ростом это почти смежная специальность — деток веселить. Начисляют неплохо. Мне, говорит, 392 в месяц, а ему — 277 рубликов, плюс премия за стаж.
Встретив вечером в коридорах Чуковского, Барто рассказала ему все. Он смеялся от души, а потом вдруг сделался серьезным, задумался, посмотрел в потолок и процедил:
— Все время так: ему — 392, а мне — 277.
Смеяться довелось недолго. Многие литераторы города на Неве хотели, как им казалось, легких денег от детиздата. Писали свои опусы, приносили, а у Маршака был зоркий глаз на таланты. Бездарей он разворачивал. Те сочиняли доносы в НКВД о рассаднике троцкизма в коллективе Самуила Яковлевича. В итоге в 1937-м старый состав детского отдела разогнали. Кого-то просто уволили, а некоторых арестовали. Габбе оказалась в тюрьме. Маршак уехал в Москву, год обивал пороги, дошел до главного прокурора СССР Вышинского. Подопечную писателя чудесным образом удалось освободить в 1938-м. Но цепочка бед на этом не завершилась. В начале 1941 года супруг писательницы инженер Иосиф Гинзбург в компании сказал что-то негативное о пакте Молотова — Риббентропа. Его арестовали. В 1945-м он погиб в лагере, при прорыве плотины, спасая соседа по бараку.
Когда началась война, Т. Габбе писала театральную пьесу в четырех действиях «Хрустальный башмачок» по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка». Потом взялась за «Город мастеров». И все это в самую страшную первую блокадную ленинградскую зиму. Однажды, вернувшись из бомбоубежища, она обнаружила на месте своего дома руины, осталась без крова.
В 1942 году ей с матерью Евгенией Самойловной удалось эвакуироваться в Москву и получить там две маленькие комнаты в коммуналке. Вторая была похожа на шкаф — наверное, бывшая кладовка. Маршак тоже тогда находился в столице. Писательница стала подрабатывать у него литературным секретарем. Ходила по библиотекам, делала нужные выписки, перепечатывала произведения. С С. Маршаком проживала его домработница — поволжская немка. Когда звучала воздушная тревога, писатель стучал в стену и кричал: «Розалия Ивановна, ваши прилетели, пойдемте в убежище».
В 1943-м драматург узнала о гибели младшего брата Миши на фронте.
Крылья как посвящение
Блокадная зима отразилась на здоровье пожилой матери Т. Габбе. После войны она восемь лет ухаживала за лежачей больной в той самой комнате, похожей на шкаф. При этом ей по-прежнему хватало вдохновения на сказки. В тот период написаны пьесы «Авдотья Рязаночка», «Волшебные кольца Альманзора», комедия «Дальнее следование». Кроме того, в ее переводе публиковали сказки Перро, Андерсена, братьев Гримм, а также произведения Джонатана Свифта.
Так она и жила меж делами С. Маршака, лежачей матерью и собственным письменным столом. А когда в 1957 году Евгении Самойловны не стало, Габбе узнала, что сама неизлечимо больна онкологией. Она скончалась в 1960-м в возрасте 56 лет.
В 1965 году на «Беларусьфильме» приняли решение экранизировать «Город мастеров». Адаптировать пьесу для кино взялся Николай Эрдман, сценарист лент «Веселые ребята», «Волга-Волга» и десятков других. Он тоже успел побывать под следствием в 1930-е, был знаком с Т. Габбе, и вообще судьбы литераторов оказались схожи. Эрдман позволил себе немного отойти от оригинала: выстроил все так, что в финале изъян в виде горба благородного метельщика Караколя превращается в крылья. Конечно же, эту метафору он посвятил Тамаре Григорьевне.
Читайте также:
Режиссер Нечаев и сценарист Веткина пошли на аферу, чтобы создать фильм «Приключения Буратино»
Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов
Через конкурентов и бюрократию — к звездам. Как в СССР создавался прототип современной МКС
Любовь Мастера. Вспоминаем о «забытой» жене Булгакова
Ателье на Арбате и сотрудничество с НКВД. Как жил минчанин, ставший главным фотопортретистом СССР