Артефакты, легенды плюс мышь-полевка. Отправляемся в Городище и исследуем «колыбель Минска»
Историки придерживаются мнения, что современный Минск и летописный Менск — два разных в географическом смысле населенных пункта. Первый — столица Республики Беларусь, а второй — деревня Городище Щомыслицкого сельсовета. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Головокружительный вид
Накануне Дня города отправились на ручей Дунай, впадающий в реку Менка, чтобы исследовать летописный Менск. Дорога до Городища занимает 10–15 минут от МКАД. Сворачиваем на Озерцо, проезжаем его по Центральной улице и через полтора километра попадаем в Городище. На развилке уходим влево на Заречную улицу. Главный ориентир — церковь святителя Николая Чудотворца. Отсюда проще всего приступить к изучению начальной страницы истории столицы Беларуси. Слева от храма в низину ведет дорожка, усыпанная щебнем. Со времени моего последнего визита в «колыбель Минска» многое поменялось. Удобная дорога к городищу — одно из изменений. Через реку Менку, практически превратившуюся в ручеек, переброшен мостик. Накануне 950-летия Минска тут лежал деревянный поддон. Небольшая запруда позволяет перегнуться через перила и взглянуть в глубину реки, пусть и на небольшом ее участке, и хоть так представить ее полноводной.
Скрытое в густой растительности городище смутно угадывается впереди. Оно состоит из укрепленной части в составе Малого и Большого городищ площадью около 2 га, высота оборонительных валов — 8–12 м. Поднимаемся по пологой тропинке. Раньше приходилось карабкаться наверх, цепляясь за кусты. Сейчас здесь деревянные лестницы в десятки ступенек. С древнего вала открывается прекрасный, захватывающий дух вид. Трудно представить, что когда-то этот вал был высотой с пятиэтажку. Как могли воины древности лезть на штурм по такому крутому склону, зная, что по гребню тянется деревянная крепостная стена, за которой вооруженные меняне?
История под ногами
Мы заглянули к археологам, проводившим раскопки у городища за ручьем Дунай. Сегодня от него остались лишь название и старое русло. Там на территории посада, окружавшего древний Менск, трудились столичные археологи. Заведующий отделом Средних веков и Нового времени Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук Андрей Войтехович пытался справиться с последствиями недавнего ливня, после которого земля стала влажной и липкой, тяжело снималась с основания каменной печи. Его коллеги Павел Кенько, Иван Спирин и Александр Кунаш проводили зачистку. Кстати, прежде чем приступить к работе, археологам пришлось эвакуировать из раскопа около сотни лягушек и лягушат, а также мышь-полевку.
Первым делом интересуемся у руководителя раскопок Андрея Войтеховича, почему считается, что летописный Менск находится здесь.
— Археологическое изучение древнего Минска началось после Великой Отечественной войны. Тогда основное внимание уделялось раскопкам на территории Минского замчища, — говорит археолог. — В XXI веке провели исследование городского посада — ремесленного и торгового центров столицы. Здания, где жили ремесленники и купцы, располагались в районе улиц Богдановича, Зыбицкой, Кирилла и Мефодия, Немиги, Интернациональной. Проведенные там археологические раскопки позволяют уверенно говорить, что материалов ранее конца XI столетия в столице Республики Беларусь не обнаружено. Как и доказательств существования там более раннего поселения, которое могло называться Немиза. Первое упоминание Менска в 1067 году связано с войной и его уничтожением. Раз город уничтожен, значит, уже существовал, и на самом деле старше.
В отличие от Минска, будем называть его град на Немиге для удобства, городище на реке Менке тогда было в самом расцвете. Наибольшее количество археологических находок отсюда датируется второй половиной X — XI веком. В начале XI столетия меняне соорудили высокие валы, появилось Большое городище. Можно сказать, что поселение на Менке являлось протогородом (предшественник средневекового города). Кроме того, вокруг городища сформировалась система сельских поселений. Плотность заселения в радиусе 15 км от него была одной из самых высоких в Полоцком княжестве для того времени. Все это говорит, что в 1067-м самым крупным поселением являлось городище на Менке.
Подтверждают это и находки, сделанные тут в полевой сезон 2021 года. Андрей Войтехович показывает нам черепок керамического горшка, вынутый из каменной печи. Осколком заполнили пространство между камнями, когда ее сооружали или нашли дырку. На месте раскопа у ручья Дунай находился торгово-ремесленный посад. Про это говорят найденные 6 торговых пломб. На одной видны буква «Омега» и крест. Вот свинцовая матрица для изготовления подвески. Ею делали оттиск на глине, а затем его заливали расплавленным металлом.
— Это накладка на мужской пояс в виде сердечка, — продолжает археолог. — В то время женщины пояса не носили. Это был аксессуар обеспеченных людей. Чем богаче украшен пояс, тем состоятельнее и статуснее его владелец. Украшения могли быть медными, серебряными, а знать могла позволить себе даже золото.
В 2021-м археологи заложили несколько раскопов. Материалы из них после изучения расскажут о ранней и поздней истории городища. Найдено много лепной керамики конца IX — начала X века. Это как раз период заселения этой местности славянами с юга. Они двигались вверх по Птичи и достигли Менки.
— Мы нашли керамику, свидетельствующую, что часть населения пришла с Подонья, когда там свирепствовал Хазарский каганат, — говорит Андрей Войтехович. — Есть археологические материалы финального этапа жизни этого городища, датируемые XII столетием. Они подтверждают: городище на Менке затухало постепенно.
Летописный Менск возник на небольшом притоке Птичи. Это варяжская традиция, веяние того времени. Укрепленные населенные пункты возводили чуть в стороне от крупных торговых путей, каковыми были реки. Это давало возможность увидеть приближение судов врага и подготовиться к нападению. Оборонялись сами жители. Городище на Менке не исключение.
Меняне пришли по Птичи и знали эту реку. Поэтому торговали с теми, кто живет по ней, везли товары дальше по Припяти в Туров или выходили в Днепр. Что стало поводом для переноса Менска, доподлинно неизвестно. Возможно, полоцкий князь Всеслав Брячиславич инициировал возведение нового укрепленного города на месте слияния Немиги и Свислочи после того, как Менск по летописи в 1085 году предал огню князь Владимир Мономах. Может, возводить новый город стали для князя Глеба под влиянием тогдашнего тренда в градостроительстве — поселения больше не прятали в стороне от торговых путей. Наоборот, возводили на берегу, чтобы максимально избежать потерь времени и полностью контролировать движение судов на реке. Оборона возлагалась уже не на ополчение, а на гарнизон княжеской дружины. Изменилось и само ведение войн. Вместо стремительных набегов небольшого вооруженного отряда, когда грабили посад, пока жители прятались за крепостными стенами городища, в бой вступало многочисленное подготовленное войско. Такой военный поход не становился неожиданностью для обороняющейся стороны. Так что выигрыш во времени утратил свое значение.
— Доподлинно неизвестны причины возведения нового укрепления на Немиге, — продолжает Андрей Войтехович. — Факт тот, что это стало переориентацией торговой географии. Менск торговал по Птичи с южными землями, а град на Немиге — с юго-восточными по Свислочи, Березине и Днепру. Интересен перенос самого топонима. Возможно, новый город строили погорельцы-меняне, осели там и перенесли название Менск на новый дом. Возможно, перенос прежнего названия на новое укрепленное городище носил явный политический посыл: Менск отныне и впредь — южный форпост Полоцкого княжества. Скорее всего, причина в том, что это, как бы сейчас сказали, имя-бренд. Менск как важный торговый центр знали далеко за пределами этой местности. Поэтому торговцы охотно поплыли в известное им торговое поселение, расположенное на новом месте.
С Менки в град на Немиге первыми переселились богатые и знатные люди, чтобы быть поближе к князю и его дружине. Вслед за ними переехали торговцы и ремесленники, привлеченные возможностью больше заработать. Городище на Менке стало постепенно затухать. Содержание в исправном состоянии таких мощных укреплений требовало солидных затрат. Без них они стали разрушаться и не могли гарантировать жителям безопасность, в отличие от разрастающегося града на Немиге. Меняне это понимали и оставили старый город. Одни перебрались в новый Менск, другие расселились по окрестным деревням. Городище обезлюдело, и вскоре всё деревянное на нем разрушилось. Осталась лишь небольшая деревня, впоследствии превратившаяся в фольварк.
***
Посад вокруг городища на Менке занимал площадь 30 га. Несколько веков хозяйственной деятельности человека оставили здесь множество следов. Как сказал археолог Андрей Войтехович, достаточно приглядеться к земле вокруг городища, чтобы прикоснуться к тысячелетней истории. Буквально в нескольких метрах от раскопа нашему корреспонденту удалось найти осколок керамики, поднятый на поверхность плугом.
Постепенно городище принимает вид туристического места. За минувшую пятилетку здесь появились благоустроенный подход, лестницы, информационный стенд по истории городища на Менке и самого Городища, скульптурная копия шахматной фигуры. Интересна ее история. В 1975 году во время раскопок археолог Георгий Штыхов нашел фигурку шахматного коня размером всего 3 см, сделанную из рога лося в начале XI века. Это старейшая в Восточной Европе подобная находка.
Справочно
3 марта 2021-го Минску исполнилось 954 года согласно общепринятой системе исчисления возраста городов в мире по первому упоминанию в письменных источниках. «Свидетельством о рождении» для Минска является летопись «Повесть временных лет». Там написано: «В год 6575 (1067). Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Менску, и меняне затворились в городе. Братья же эти взяли Менеск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день…»
Одним из доводов в пользу нахождения древнего Менска не у слияния Немиги и Свислочи является его топоним. Для большинства городов того времени характерно наименование по притоку крупной реки: Полоцк — Полота, Витебск — Витьба, Слуцк — Случь и так далее. Логично, что название Менск произошло от реки Менки. Иначе наш город назывался бы Немиза или Немизск.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также: