«Бабушка приехала». Почему фанатов богомоловского «Момента истины» может хватить приступ
Всем, кто не смотрел, но намерен ознакомиться с новой экранизацией бестселлера Владимира Богомолова «Момент истины», рекомендуется запастись валерьянкой, советует корреспондент агентства «Минск-Новости».
Третий подход
Книгу В. Богомолова «Момент истины» впервые опубликовали в журнале «Новый мир» в 1974 году. По сюжету оперативно-розыскная группа капитана Алехина обезвреживает агентов под предводительством предателя Мищенко.
Впервые попытку экранизировать роман предпринял литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс в 1975 году. Часть съемок проходила на только что открывшейся площадке натурных съемок «Беларусьфильма» под Смолевичами. Когда посмотрели отснятый материал, увидели, что советские контрразведчики изображают американских ковбоев, ходят с закатанными рукавами, недельными щетинами, в расстегнутых гимнастерках без ремней. Консультанты и сам автор произведения были изумлены. Фильм пытались спасти, но в конечном итоге производство закрыли.
В 2000 году вышла экранизация «В августе 1944-го…» Михаила Пташука. Фильм полюбился зрителям, хотя Богомолов подверг картину разгромной критике, отказался от авторства. Однако фильм полюбился зрителю. Каждый год в день Победы, уже 23 года, его демонстрируют на разных телеканалах. Лента не теряет рейтинг. В подробности, почему одна версия фильма принадлежит российскому каналу НТВ, а правами на вторую, на 17 минут длинней, обладает отечественная студия, вдаваться не будем. Сейчас интереснее обсудить кино 2023 года. Его назвали «Операция «Неман», что само по себе перекликается с литературной основой. Но с первых секунд настораживают титры. Продюсер фильма указан как автор идеи! Хотя все раньше думали, что идея писателя Богомолова! Идея — это нечто новое, либо старое, но под оригинальным углом зрения. Так что же заново придумано? Увы, ничего полезного. Взяв благодатный материал, пригласив звезд первой величины, решили сэкономить на режиссере. Сергей Виноградов ранее снимал фильмы вроде 46-го эпизода телесаги «Лесник». А еще на его счету масса хореографических постановок в театре. Вот и сделал бы из «Операции «Неман» мюзикл, где Алехин поет: «Это супесь! Ее в этом лесу я видел только в одном месте. Там мы их и возьмем». На что Мищенко, с характерным южным акцентом, солировал бы в ответ: «Я категарычэски против». Это бы новизной подкупило. Постановщик сказал бы, что так видит. Нашлись бы фанаты! А так, все пущено на самотек, режиссерской руки не чувствуется.
Возрастные издержки
Даже звезды не спасли ленту. Как хорош Александр Яценко в фильме «Праведник» Сергея Урсуляка, где он сыграл целеустремленного командира с железным внутренним стержнем. Но тут, в роли Алехина, ему будто поставили задачу перевоплотиться в Пьеро. Ноги у него заплетаются, взгляд мутный. И сразу вспоминаешь Евгения Миронова в этом же образе — азартного, собранного.
Алексей Кравченко в роли Мищенко — мужчина монументальный в свои 53 года. Но это пока он в маскхалате. Как только появляется в кадре в полевой военной форме, предательски подчеркивающей все недостатки фигуры, вырисовывается пузо. Будто его персонажа в школе Абвера насильно кормили баварскими колбасками и поили пивом. Хорошо, не забывает гневно выставлять вперед нижнюю челюсть.
Влад Галкин в 28 лет в картине Пташука сыграл Таманцева, настоящего волкодава, резкого и резвого. Тут образ Таманцева доверили 51-летнему Алексею Макарову. Он выглядит прекрасно, в кадре ходит гоголем, свадебным генералом, ровно держа спину. На этом все. Ни выпрыгнуть с места в момент задержания, ни совершить другое ловкое движение ему словно режиссер или радикулит не позволили. Даже во время стрельбы по-македонски ощущение, будто у него в руках не пистолеты, а две палки докторской колбасы.
По игре Алексея Петренко в картине 2000 года заметно: его герой генерал Егоров опытный оперативник. В новой ленте Андрей Смоляков в этой же роли переживает лишь за предстоящие доклады начальству. Да и подтяжку лица пора сделать актеру, чтоб еще немного порадовать нас своими брутальными образами.
И все же есть авторские затеи. Но они лишь испортили историю. Например, молодой лейтенант Блинов, увидев труп, испугался. Забыли, что он прошел фронт, ротой командовал. Зачем-то выдумали, что у Алехина в сердце — осколок снаряда. В апофеозе создатели сломали кульминационную развязку Богомолова с проверкой документов на поляне. Ее в новом фильме нет. Зато кардиобольной Алехин, телосложением схожий с советским суповым набором, топит в реке борова Мищенко голыми руками. С большевистской прямотой охота сказать: «Не верю!» Пташука на них нет.
Справедливости ради надо отметить, что в новой ленте все же есть один положительный штрих. В отличие от книги, создатели талантливо раскрутили историю предательства шифровальщика штаба фронта полковника Саламатина. Его блестяще сыграл Сергей Маковецкий. Линия настолько драматичная, что выглядит отдельным произведением. Поэтому внутри данного сериала кажется инородной. Так себе похвала. Но факт остается фактом.