1200 90

Белорусская государственная академия искусств отпраздновала 70-летие

Праздничный вечер, посвященный юбилейной дате, прошел в Национальном академическом театре им. Янки Купалы.

На протяжении нескольких часов со сцены звучали поздравления в адрес академии искусств. В первом ряду – почетные гости: ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, педагог, художник Тарас Порожняк, студент первого набора актерского факультета (1945); профессор, заслуженный артист Республики Беларусь Илья Курган; народный художник Беларуси Иван Миско; народный художник, профессор, лауреат Государственной премии Беларуси Василий Шарангович, возглавлявший в начале 1990-х академию искусств.

_MG_8469 copy

Народный художник Беларуси Иван Миско

За 70 лет у главного творческого вуза страны сменилось десять руководителей. Сейчас на посту ректора – почетный член Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, профессор Михаил Борозна.

Белорусская государственная академия искусств – уникальное явление. Это отличный коллектив, который смотрит в будущее. Спасибо всем, кто помогает академии искусств гордо идти туда. Спасибо Президенту, органам государственного управления за оказываемые нам внимание и заботу. Спасибо всем молодым талантам, которые хотят учиться искусству у нас, – отметил ректор, открывая торжество.

_MG_8256 copy

Заместитель премьер-министра Наталья Кочанова и ректор академии искусств Михаил Борозна

Свое поздравление направил Президент Беларуси.

За долгий период развития в стенах академии заложены основы многих направлений белорусского профессионального искусства, созданы национальные творческие школы, воспитаны поколения известных актеров, режиссеров, художников и дизайнеров. Выпускники академии вносят большой вклад в развитие национальной культуры, приумножают гордость и славу Отечества, – зачитала обращение Главы государства заместитель премьер-министра Республики Беларусь Наталья Качанова.

_MG_8314 copy

Министр культуры Беларуси Борис Светлов

Главное в поздравлениях, которые сейчас звучат, связано со словом «профессия». Профессиональное искусство, высокий профессионализм – вот что такое академия искусств, – подчеркнул министр культуры Республики Беларусь Борис Светлов.

Минск очень студенческий город. Если бы в череде вузов не было академии искусств, то столица жила бы не полной жизнью, – отметил заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко. – Академия, занимаясь важными задачами в области искусства, научными разработками, подготавливая ценные кадры для учреждений культуры, решает еще и очень важные задачи для города. Например, всё, что устанавливается на его улицах, – скульптура, малые архитектурные формы, проходит через экспертный совет. Ни одно заседание не проходит без специалистов академии.

_MG_8526 copy

Заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко

Тяга к творчеству привела меня в этот вуз, – вспоминал выпускник 1981 года настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный. – Поступил с ходу, что меня удивило, ведь в то время, чтобы попасть в стены института, многим приходилось по пять-шесть раз поступать. И потом не переставал удивляться, насколько большую роль эта учеба сыграла в моей жизни. Высшая школа искусств дала мне те знания и то рвение, которые впоследствии воплотились самым лучшим, непредвиденным тогда для меня способом – в строительстве Храма-памятника в честь Всех Святых и Дома милосердия. Сотрудничество с педагогами и студентами длится до сих пор. Последняя наша совместная работа – стеклянные сосуды для крипты храма-памятника.

_MG_8619 copy

Михаил Борозна и настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный

Справочно

Белорусский театральный институт был основан в 1945 г. 14 ноября 27 первых студентов актерского факультета приступили к занятиям в помещении Минского педагогического института под руководством народного артиста СССР профессора Евстигнея Мировича. С 1953-го – Белорусский государственный театрально-художественный институт. С 1991-го – академия. Сейчас в ее структуре пять факультетов: театральный, художественный, дизайна и декоративно-прикладного искусства, экранных искусств, повышения квалификации и переподготовки кадров.

_MG_8155 copy

_MG_8162 copy

_MG_8170 copy

_MG_8199 copy

_MG_8210 copy

_MG_8408 copy

_MG_8453 copy

_MG_8481 copy

_MG_8585 copy

Фото Марии Рольските

 

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.