1200 90

Березки — в стрессе. Узнали, почему деревья в Минске обрезают даже зимой

Оказывается, обрезкой ветвей и удалением больных или засохших деревьев столичные озеленители занимаются круглый год. Почему это важно и как организован процесс зимой — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

zhkh obrezka derevev lukashov 03 kopiya

За ответом на эти вопросы отправились на ул. Шаранговича, где работники управления по защите растений и содержанию объектов городского благоустройства предприятия «Минскзеленстрой» обновляли «стрижки» насаждениям, растущим вдоль проезжей части.

zhkh obrezka derevev lukashov 07 kopiya

Сейчас в разгаре сезон формовочной обрезки. Ее проводят для повышения эстетической привлекательности насаждений. В процессе удаляют лишние, старые, усохшие и больные ветви, прореживают крону и делают ее максимально близкой к естественной, но более ухоженной. По сути, эта процедура аналогична стрижке человека. Благоприятный период для нее, когда деревья находятся в состоянии покоя, нет сокодвижения. Он наступает после массового листопада и длится до момента распускания почек, то есть с глубокой осени до весны.

За счет того, что убираются старые ветви, пробуждаются молодые спящие почки и формируются новые побеги, — рассказал начальник управления по защите растений и содержанию объектов городского благоустройства «Минскзеленстроя» Дмитрий Гарельский.

zhkh obrezka derevev lukashov 15 kopiya

Собеседник уточнил, что планы по обрезке формируются еще в вегетационный период: в минувшем году их составляли на текущий. Сперва проводится обследование насаждений: специалисты определяют те, которые наиболее пострадали от антропогенной нагрузки и нуждаются в процедуре.

Деревья, подлежащие формовке, стригут не точечно, а комплексно, чтобы общий вид улицы был аккуратным. Здесь, на ул. Шаранговича, «стилисты» зеленых насаждений трудятся с прошлого года. Ведь в списке около 150 деревьев. Работа небыстрая. За день звено из двух работников обслуживает в среднем 5 растений, к каждому из них нужен тонкий подход. На вышке у рабочего зеленого строительства целый арсенал инструментов: для толстых веток есть бензопила, для более тонких — воздушный секатор, ручная ножовка. После удаления каждой ветки закрашивается срез, что также требует времени и аккуратности.

zhkh obrezka derevev lukashov 05 kopiya

Закраска срезов обязательна, — подчеркнул начальник управления по защите растений и содержанию объектов городского благоустройства «Минскзеленстроя». — Масляная краска, используемая работниками для этих целей, предотвращает проникновение спор грибов, развитие болезней.

Интересуемся, как зимой, когда ветки лишены листьев, работники понимают, что именно нужно удалять, а что — нет.

zhkh obrezka derevev lukashov 02 kopiya

Когда поднимаешься на вышке, прекрасно видны усохшие и надломанные ветки, — ответил Д. Гарельский.

Хотя на обрезку насаждений не требуется никаких специальных разрешений, выполнять ее нужно в соответствии с технологией и регламентами. Для той же формовочной стрижки подходят не все породы. При этом насаждение должно иметь хорошую побегообразующую способность. Из тех, что часто встречаются на городских улицах, это клен, липа, ива, тополь. А вот березе такая процедура противопоказана. Зато санитарной обрезке, основная цель которой — удалить засохшие, поврежденные и надломленные ветви, подлежат все деревья. Ее проводят ежегодно и в любой сезон.

zhkh obrezka derevev lukashov 10 kopiya

Выполнять обрезку, независимо от ее вида, все же лучше профессионалам. Д. Гарельский рассказывает, что в противном случае не избежать нарушений. Неправильная обрезка может привести даже к гибели растения. В Беларуси за это предусмотрена административная ответственность.

Когда за дело берутся те, кто не понимает тонкостей процесса, то они часто удаляют ветви, которые нельзя было трогать. Например, «стрижка под столб» как раз и вызывает у горожан особое возмущение. Не всегда исполнители добросовестно подходят к обработке срезов после обрезки. Иногда подрядные организации имеют в распоряжении только оборудование альпиниста. Работник залезает на дерево и обрезает то, до чего дотянулся. От такого подхода страдают качество и эффективность работы.

zhkh obrezka derevev lukashov 17 kopiya

Впрочем, даже профессионалы регулярно сталкиваются с возмущением неравнодушных граждан. Не все жители понимают, что правильная и профессиональная обрезка — это объективная необходимость и элемент ухода за зелеными насаждениями. Но бывают и благодарности от прохожих. Без общения с местными жителями не обошлось и в этот раз.

Хотим попросить, чтобы и на эту елочку вы обратили внимание, нужно подрезать нижние лапки, а то они сухие. К тому же под этим деревом все время скапливается мусор, некоторые здесь оставляют бутылки, — обратились к работникам две пенсионерки.

Д. Гарельский соглашается: замечание справедливое и просьба вполне обоснованная. Без нижних засохших лапок и вид хвойного станет эстетичнее, и мусора под ним собираться будет меньше.

zhkh obrezka derevev lukashov 19 kopiya

Частота формовочной стрижки зависит от того, как быстро разрастаются ветки. Некоторым растениям процедура требуется через год, другим — через 5–7 лет. На отрастание веток влияет и среда обитания. В городских условиях загазованности и другой антропогенной нагрузки это происходит медленнее, чем в лесах или парках.

Ветки после обрезки деревьев измельчают и в виде щепы отвозят на участок по компостированию «Минскзеленстроя», где они вместе со скошенной травой, опавшей листвой и другими растительными отходами перегнивают. Затем их используют для производства плодородного грунта.

Хотя обрезка ветвей и призвана принести растению пользу, любое вмешательство для него — это стресс. Чтобы его преодолеть, деревьям нужна подкормка. В весенний и летний период растения обильно поливают, вносят внекорневые и корневые удобрения.

zhkh obrezka derevev lukashov 11 kopiya

В управлении защиты растений и содержания объектов городского благоустройства «Минскзеленстроя» обрезкой ветвей и удалением больных или засохших деревьев занимаются две бригады (20 человек). Ежегодно они выполняют формовочную обрезку около 2 тыс. насаждений и санитарную порядка 12 тыс. «Парикмахеры» для деревьев и кустарников есть и в районных «Зеленстроях». Суммарно ежегодно выполняют формовочную стрижку около 5,8 тыс. деревьев, омолаживающую — примерно 1,4 тыс., санитарную — приблизительно 23 тыс. Подкормку ежегодно получают около 125 тыс. деревьев.

Компетентно

Заместитель председателя Мингорисполкома Олег Корзун на коллегии Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды подчеркнул: обрезкой деревьев в городе, в том числе на придомовых территориях, должны заниматься только профильные специалисты — озеленители. Такой подход позволит быть уверенными в качестве работ и не допустить гибели насаждений вследствие неправильной стрижки.

Фото Сергея Лукашова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.