Бессонная ночь президентов и тысячи спасенных жизней. Минским соглашениям по Донбассу пять лет
Пять лет исполнилось со дня подписания в белорусской столице комплекса мер по выполнению Минских соглашений, призванных урегулировать ситуацию на востоке Украины. Согласованию документа из 13 пунктов предшествовала ночь тяжелейших переговоров лидеров Германии, Франции, России и Украины, которую один из участников этой встречи позже назовет самой ужасной в своей жизни. О том, как и кем принимался исторический документ, какой ценой достигнут компромисс и многое ли из согласованного на бумаге удалось воплотить в жизнь, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В феврале 2015 года Минск вдруг превратился в центр европейской политики. К белорусской столице было приковано внимание всех ведущих мировых средств массовой информации. Сюда 11 февраля на саммит в так называемом нормандском формате прибыли Президент России Владимир Путин, Президент Франции Франсуа Орланд, Президент Украины Петр Порошенко и канцлер Германии Ангела Меркель. В ходе тяжелейших многочасовых переговоров удалось согласовать компромиссный документ, в котором четко были прописаны шаги по урегулированию конфликта.
— Вопросы войны и мира решаются месяцами, а то и годами, а здесь удалось достичь согласия о приостановлении войны в течение всего лишь 15 часов. Молодцы! — заявил утром 12 февраля 2015 года Президент Беларуси Александр Лукашенко, который выступал в роли гостеприимного хозяина саммита, но сам участия в переговорах не принимал.
Белорусский лидер говорил о 15 часах переговоров. Но это как минимум. СМИ утверждали, что они продолжались почти 19 часов.
Встреча проходила во Дворце Независимости. Белорусская сторона подготовилась к принятию гостей на самом высоком уровне. Лидеров стран ждал в том числе сытный ужин. Но переговоры были столь напряженными, что их участники от ужина отказались, ограничившись бутербродами.
— Мы не прерывались ни на одну минуту, — вспоминал П. Порошенко, отметивший, что переговоры прошли без обеда и ужина, хотя столы были накрыты и А. Лукашенко выступал самым радушным хозяином.
По словам министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, когда А. Лукашенко пригласил участников переговоров поужинать, А. Меркель заметила: «Нет времени на ужин». И Ф. Олланд, который уже не прочь был направиться к столам, вынужден был с ней согласиться.
В 2018 году Ф. Олланд опубликовал книгу воспоминаний «Уроки власти», один из разделов которой «Ночь в Минске» посвятил переговорам 11–12 февраля. Вот как он описывал напряженность атмосферы перед началом встречи.
— Путин и Порошенко, боясь подвоха, держатся настороженно. В большом зале замка царит чрезвычайно напряженная атмосфера: Путин смеряет холодным взглядом великана Порошенко, вызывая опасения Меркель за ход переговоров, которые еще даже не успели начаться.
— Впоследствии Франсуа Олланд напишет, как «много раз Порошенко и Путин повышали голос друг на друга». Да, это была самая ужасная ночь в моей жизни, — вспоминает П. Порошенко. — Ключевой задачей Минска-2 для нас было… предотвратить окружение наших воинов, сохранить жизни тысяч людей, военных и гражданских.
Что предшествовало Минску-2
Еще 5 сентября 2014 года в здании «Президент-Отеля» были подписаны Минские соглашения, предусматривающие прекращение огня на территории Луганской и Донецкой областей. На момент подписания этого документа повстанцы из ЛНР и ДНР контролировали территорию в 16 тыс. кв. км с населением 4,5 млн человек. Однако документ не содержал четкого регламента по урегулированию конфликта и стороны не выполняли его практически с момента подписания.
Второму соглашению, подписанному 12 февраля 2015-го, предшествовали ожесточенные бои возле Дебальцево, важного транспортного узла между Донецком и Луганском. Канцлер Германии А. Меркель и Президент Франции Ф. Олланд отправились урегулировать кризис сначала в Киев и Москву, а затем и в Минск.
Запад был обеспокоен перспективой перерастания войны в затяжную бойню. Европейские лидеры искали выход из ситуации.
О чем договорились и что сегодня
Если кратко, итоговую формулу достигнутых 12 февраля 2015 года в Минске договоренностей вольно можно обозначить так: Украина не может силой оружия победить самопровозглашенные ДНР и ЛНР, но может вернуть эти территории, если предоставит им особые права и внесет особый статус Донбасса в Конституцию.
Эта формула не потеряла актуальности и сегодня, несмотря на то, что минские договоренности до сих пор по большей части остаются на бумаге.
Лидеры и главы МИД «нормандской четверки» подчеркивают, что альтернативы Минским соглашениям нет. Отметим также, что резолюцию в их поддержку еще 17 февраля 2015 года принял Совет Безопасности ООН.
Как бы сегодня ни оценивали эксперты последствия Минска-2, очевидно, что они стали самым крупным шагом к миру в Украине за все время конфликта и на тот момент остановили полномасштабные боевые действия в соседней стране.
— Документ, получивший название «Минские соглашения», позволил спасти тысячи жизней, вернуть домой сотни людей и обеспечить пусть шаткий и часто нарушаемый украинской стороной, но все же мир. Мы наконец-то стали забывать ужасы полномасштабных боевых действий, —констатировала уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова.
Недавний опрос, проведенный социологическим центром «Социс», показал: 67,2 % украинцев главной проблемой считают конфликт на востоке страны.
Президент Беларуси неоднократно подчеркивал: если необходима переговорная площадка для новых шагов к миру, Минск всегда готов ее предоставить.
— Эту проблему, это моя точка зрения, должны решить мы, три славянских народа. Это наша беда, — убежден белорусский лидер.
Фото REUTERS/Grigory Duko