Благодаря этой картине Вельяминов, никогда не снимавшийся в кино, в одночасье стал звездой
Картина «Тени исчезают в полдень» имела ошеломительный успех. Интересные факты о съемках и актерах советского телесериала-саги — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
На примере жизни нескольких семей и их односельчан из деревни Зеленый Дол в картине рассказано о людях и происходившем в стране на протяжении более полувека — от последних лет Российской империи до послевоенного восстановления народного хозяйства.
Круг сомкнулся
Все свои фильмы, начиная с ленты «Самый медленный поезд» (1963) и заканчивая сериалом «Экспроприатор» (2017), режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский снимали совместно. Конечно, в истории кино бывали разные случаи соавторства. Но пример, когда оно длилось почти 50 лет, за которые вместе создано почти 40 картин и многосерийных телесаг, исключителен. Есть этому косвенное объяснение: постановщики — троюродные братья. Но, положа руку на сердце, его недостаточно. Дело в другом: камертоны совпали.
Примечательно, что в 2000-е и позже немало своих многосерийных лент сорежиссеры частично или полностью снимали в Минске. Например, сериалы «Ермоловы» (2009), «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009). Соответственно, прожили в нашем городе не один год и, по их признанию, «приросли» к столице Беларуси.
В 1968-м, закончив работу над фильмом «Неподсуден», Усков и Краснопольский отправились в Подмосковье кататься на лыжах. На обратном пути увидели девушку, которая, возвращаясь с лыжни, сильно хромала. Подставив ей мужские плечи, помогли добраться до железнодорожной станции. Оказалось, ей никуда ехать не надо — она жила рядом, с мамой. Пригласила в гости, чтобы согреться и выпить чаю.
В доме на этажерке оказалось много книг. Краснопольский заинтересовался романом Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень», взял 700-станичный том почитать. Выяснилось, что у некоторых героев есть прототипы, в частности у персонажей Клычковых-Морозовых. Это Андриан и Анна Черепановы, создавшие в годы Гражданской войны якобы белый партизанский отряд, сражавшийся с советской властью с особой жестокостью. Позже чета бежала в Сибирь. Супруга дослужилась до начальника торга в Красноярске. Уже в 1960-е ее опознал приехавший туда по своим делам мужчина. Тому было 14 лет, когда Анна на его глазах зарубила родителей-коммунистов топором, и забыть ее лица он не мог.
Основным мотивом начать работу над сценарием стало вовсе не наличие прототипов, а то, что все герои выписаны в романе рельефно, с характерами, словно они не выдуманы. После прочтения книги режиссеры отправили телеграмму автору в Новосибирск с просьбой уступить права на экранизацию. Ответ не заставил себя долго ждать: Иванов одобрил идею.
В те годы не существовало традиции снимать сериалы. Даже предложенные «Мосфильмом» семь серий, каждая длиной в среднем 1 час 15 минут, стали из ряда вон выходящим событием. От 40 % текста романа пришлось отказаться. Но соавторам удалось сомкнуть сюжетный круг и выжать из произведения необходимую фактуру.
Доверчивый зритель
Сообщить, что Петр Вельяминов получил главную роль Захара Большакова случайно, означало бы ничего не сказать. Да и актером он стал в результате личной трагедии. 17-летнего Петра арестовали в 1943-м по одному делу с отцом — бывшим царским офицером, дворянином. Именно в лагере он увлекся художественной самодеятельностью, сценой. Играл в любительских спектаклях. Вместе с ним отбывали наказание многие репрессированные театральные деятели. Он прошел хорошую школу. Выйдя на свободу спустя девять лет, почти сразу, без всякого специального образования был принят в абаканский театр. За 18 лет играл на сценах Тюмени, Перми, Чебоксар, наконец, осел в Свердловске. Это родной город Ускова и Краснопольского. Туда они приехали работать над сценарием в 1970 г. и в один из вечеров решили сходить в театр. Увидели 45-летнего Петра на сцене, переглянулись, почти в один голос сказав: «Большаков!» После спектакля они зашли к актеру в гримерную комнату. Тот был ошеломлен предложением пройти пробы, так как к кино никогда не имел отношения. Пробы оказались успешными, а после премьеры Галина Волчек пригласила его работать в Московский театр «Современник». Реабилитировали Петра в 1984-м.
У советских зрителей даже в 1970-е оставалась забавная манера переносить на актеров все грехи и достоинства их персонажей. Всякий раз, когда Вельяминов попадал в советские деревни, как с экранным председателем с ним советовались, на чем строить жизнь в колхозе. Сергея Яковлева, исполнившего роль Устина, на улицах упрекали за то, что он убил своего сына! А Элеонору Шашкову винили в неверности, хотя предательницей была не актриса, а сыгранная ею героиня Степанида Курганова.
В то же время публика оказалась чувствительной и вполне поверила, когда персонаж Нины Руслановой убил медведя. Все вторили: «Эта может!»
Без купюр
Съемки начали в поселках Сарана и Саргая Свердловской области. Расселили актеров и группу по хатам. Но потом из-за занятости многих в театрах интерьеры изб построили в павильонах «Мосфильма», а зимнюю натуру запечатлели в районе Звенигорода Московской области. Там тоже изготовили некоторые декорации.
П. Вельяминов отказался от дублеров в сцене, когда более километра его героя тянут в кадре на веревке за лошадью. Актер, сидевший верхом, отказался измываться над коллегой, боялся, что кобыла понесет. Тогда ее оседлал режиссер Краснопольский и протянул актера по заснеженным полям. Никто не пострадал.
А вот Э. Шашкова, отработав 12 дублей в сапожках с картонной подошвой в сцене, где ее героиня бежит с собственной свадьбы, слегла с пневмонией.
Вопреки представлениям, Усков и Краснопольский никогда не сидели за камерой вдвоем. Натуру снимал один, интерьеры — другой. Все это для ускорения производства. Монтировали ленту вместе, спорили, приходили к общему мнению.
Принимая картину, худсовет Центрального телевидения СССР вынес сотни замечаний для переделки. Зампред союзного Гостелерадио Энвер Назимович Мамедов, отвечавший за кинопроцесс, был так впечатлен сериалом, что порвал эту бумагу, разрешив эфир без купюр.
Фильм имел ошеломительный успех, так как к началу 1972 г. свидетели эпохи, о которой рассказано в ленте, были не просто живы и здоровы, многие из них еще не вышли на пенсию. Поэтому картину смотрели как повествование о себе.
Еще материалы рубрики:
Разрешение на прокат фильма дала сама Фурцева. Как снимали «Когда деревья были большими»
Как смерть танцора вдохновила сценаристов на создание фильма «Зимний вечер в Гаграх»
А после репетиций – в футбол. Как снимали фильм «Обломов»
Как снимался фильм «Отпуск за свой счет», и почему все сцены с Михаилом Боярским приказали вырезать
Почему режиссер ленты «Берегите мужчин!» и хита «Джентльмены удачи» застрелился, не дожив до 60 лет
Смотрите также: