БОЙЦОВ НЕ РЕДЕЕТ СТРОЙ. Алексей Буфетов прошел всю войну и в следующем году отметит 100-летний юбилей
Часы от маршала Конева и несколько дней рождения… Алексей Буфетов фронтовыми дорогами прошел от первого дня войны до последнего. Его история — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В июле следующего года минчанин Алексей Игнатьевич Буфетов отметит столетний юбилей. В его судьбе знаменательную часть (так уж сложилось у этого поколения) занимает Великая Отечественная. И ничего, что сегодня Алексею Игнатьевичу трудно надеть пиджак с наградами — руки не слушаются, глаза почти не видят, да и слух подводит. Настроение у него все равно боевое!
— Дух у папы несгибаемый и очень светлая голова, — отмечает в начале нашей беседы дочь А. Буфетова Ирина Алексеевна и показывает свежее фото отца: пожилой бравый мужчина с легкой улыбкой на лице сидит на скамейке во дворе дома. — А вот другой его снимок: молодой лейтенант в ноябре 1940 года. Прошло 80 лет, а улыбка все та же, теплая…
Из селян в зенитчики
Алеша родился 9 июля 1921 года в селе Кондуки Тульской области. В округе все были Серовы, а родные Алексея в 1926-м стали Буфетовыми: переписчики предложили как единственным в деревне обладателям одноименной мебели! Мать одна поднимала девятерых детей и, чтобы обеспечить им будущее, отправила сыновей учиться в военные училища.
Ноябрь 1940 года. А. Буфетов — выпускник Горьковского военного артиллерийско-зенитного училища — получает направление в пограничный город Перемышль (теперь польский Пшемысль). Кстати, там же в Первую мировую войну служил его отец, участник Брусиловского прорыва.
Слово «война» в начале 1941-го было под строжайшим запретом, но служивый люд понимал: назревает серьезное противостояние с Германией. Алексей Игнатьевич, тогда командир орудия, так вспоминал о последнем мирном вечере перед нападением нацистов: «После полуночи строго по расписанию с советской стороны через Перемышль за границу прошел товарный эшелон. Встречного немецкого почему-то не было. На запрос по телефону о причине задержки немецкая сторона ответила: «Ждите, утром будет». Ночь была теплой и тихой».
А уже в 3:20 их разбудил грохот от разрыва снарядов… Первой задачей было вывести из-под огня технику и боеприпасы, но интенсивный артобстрел противника не давал это сделать. В той отчаянной ситуации лейтенанту пришла в голову мысль: учитывая направление ветра, поджечь одну из цистерн с топливом и под прикрытием дыма вывести технику на позиции. Благодаря этому спасли больше половины боевой техники.
В эти дни погиб командир батареи, и молодой лейтенант заменил его. А спустя две недели случилось событие, которое стало вторым днем рождения А. Буфетова. Окруженные, бойцы 6-й и 12-й советских армий (в их рядах и Алексей Игнатьевич) прорывались к своим. Уже без патронов и боеприпасов 5 августа пошли в рукопашную с врагами. Бой длился сутки. По немецким источникам, погибли 200 тыс. советских солдат, в плен попали более 70 тыс. Но артиллеристу Буфетову повезло. Втроем с товарищами, безоружные и обессиленные, они смогли выйти к Днепру. Преодолеть широкую реку удалось не всем: фашисты со своего берега вели шквальный огонь по плывущим…
Короткая встреча
Потом были бои в пехоте. В междуречье Волги и Дона Буфетов снова стал комбатом артиллеристов. Летом 1942 года закаленный боями офицер со своей батареей оказался в Бекетовке — на южной окраине Сталинграда — на позиции перед СталГРЭС. Тогда еще Алексей не знал, что в этом городе его ждет самая главная встреча в жизни.
…Валя Андреева жила в Сталинграде с родителями и младшим братом, оканчивала среднюю школу и мечтала учиться на инженера-химика. Но война изменила планы: девушка поступила в медицинский институт. Первые санитарные поезда начали прибывать на пятый день боев, и Сталинград стал одним огромным госпиталем. Через город шел поток беженцев. Особенно Вале запомнились минчане: хорошо одетые, но с разбитой обувью на ногах, а то и вовсе босиком. «Не сразу поняла, что это же они пешком пробирались от самого Минска!» — вспоминала потом Валентина.
Она не эвакуировалась вместе с родными, а пошла работать в полевой госпиталь операционной сестрой. А еще с другими сталинградцами копала рвы с насыпями. Эти оборонительные сооружения окружили город лентой длиной в две с половиной тысячи километров… Юная Валя потом была награждена медалью «За оборону Сталинграда».
…2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва. Алексею выпали три дня отпуска, и с товарищем они решили в разрушенном городе… найти невест! Валечку лейтенант Буфетов встретил незадолго до отправления эшелона на фронт. Знакомство длилось полчаса. Алексей переписал на невесту свою продуктовую карточку: по ней хлеба выходило на 400 г больше, чем по студенческой. Так началась долгая история их полувековой любви, длившаяся до самой смерти Валентины Павловны.
Заговоренный комбат
На Курской дуге танковое сражение под Прохоровкой для зенитчика старшего лейтенанта Буфетова началось со сбитого фашистского самолета. «В один из дней, — рассказывал после Буфетов, — на огневую позицию подъехала легковушка, из которой вышел командующий Степным фронтом (позже преобразован в 2-й Украинский) Иван Конев. Я доложил обстановку. Конев поинтересовался, сколько самолетов противника удалось уничтожить. И, услышав о недавно сбитом бомбардировщике, похвалил зенитчиков, а мне подарил часы». Награда от прославленного Маршала Советского Союза памятна Алексею Игнатьевичу не меньше орденов.
В августе 1943 года мужественный офицер едва не погиб. Батарея Буфетова передвигалась по минному полю, где перед этим саперы успели очистить проходы для танков. Оставалась последняя машина. Алексей шел рядом с «ЗиС-5», тянувшим пушку, и показывал водителю направление движения. Вдруг из-под колес грузовика вырвался сноп огня… Очнулся старший лейтенант от резкой боли. Голова была цела, но глаза не открывались. Девушка-санинструктор дотащила парня до его батареи. К счастью, среди своих бойцов Буфетов быстро пошел на поправку и через пару дней был в строю.
Уже после войны рассказывали, что солдаты считали большой удачей попасть в подразделение Алексея Игнатьевича. Он никогда не вел подчиненных на неразведанную позицию, отказывался ставить орудия в заведомо гибельное место. При этом не боялся ни пули, ни начальства.
Со своей батареей, а с 1944-го со штабом 53-й общевойсковой армии, где служил старшим помощником начальника отдела ПВО, А. Буфетов освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию и Чехословакию. После победы над Германией Алексей Игнатьевич воевал в Манчжурии и только в октябре 1946 года вернулся к своей Валентине. Чтобы счастливо, несмотря на трудности, прожить вместе почти 50 лет.
После войны А. Буфетов окончил Харьковскую артиллерийскую академию, служил в Украине, работал в научно-исследовательских институтах Министерства обороны, дослужился до полковника. Как записано в документах, он внес существенный вклад в создание радиолокационного поля для истребительной авиации и зенитно-ракетных войск. В запас уволился в 1968 году, а дальше была долгая и плодотворная работа на гражданке.
Валентина Павловна, окончив медицинский институт, как верная офицерская жена всюду следовала за супругом. Она стала отличным врачом: в последние годы жизни заведовала 2-м филиалом Минского кожно-венерологического диспансера. К сожалению, ее сердце, подорванное Сталинградом, остановилось в ноябре 1995-го.
Алексей Игнатьевич по мере сил рассказывает о войне и остается боевым стержнем семьи. О мужестве и об отваге, проявленных в нечеловеческих условиях, напоминают два ордена Красной Звезды, два ордена Отечественной войны 2-й степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другие. Но все чаще фронтовик вспоминает свое деревенское детство, маму, братьев и сестер.
Фото из архива семьи Буфетовых