БОЙЦОВ НЕ РЕДЕЕТ СТРОЙ. Батальону белорусских орлят 12 марта исполняется 50 лет
В пехотном батальоне обычно около 500 бойцов. Примерно столько их числилось и в этом подразделении, когда они уже спустя четверть века после войны сами мобилизовали себя для несения своей особой службы. Об истории создания и о ярких его представителях — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Были сборы недолги
С инициативой о проведении уникальной мобилизации выступили в 1971-м пионерская газета «Зорька» и ее главный редактор Анастасия Мазурова. 12 марта того же года партизанский комбриг Герой Советского Союза Виктор Ливенцев издал приказ о создании Батальона белорусских орлят. В него зачислялись бывшие подпольщики, связные, партизаны, сыны полков, юнги не старше 1927 г. р., имеющие удостоверение участника войны.
«Зорька» много лет опекала белорусских орлят. Заменившая Мазурову на посту главного редактора журналист Эмилия Луканская вспоминала: «Надо было видеть, с какой нежностью и теплотой принимали пополнение в батальоне. Они воевали в разных отрядах, в разных местах, но здесь стали друг другу близкими и родными. И биографии у многих оказались очень похожими. Это были уже взрослые люди, ставшие инженерами, учителями, рабочими, военными, дипломатами, юристами, тренерами, журналистами, врачами. Но в батальоне они как бы возвращались в детство и друг друга называли по именам, оставаясь Васями, Зинами, Володями, Петями, Ванями, Зоями…»
За минувшие 50 лет ими многое сделано. Подставляя плечо своим старшим товарищам, которые встретили войну уже взрослыми, они шли к школьникам, чтобы рассказывать о том, что молодежь должна знать непременно. Разговаривали с подрастающими поколениями на равных — как дети войны. В Минске они помогали в создании музея белорусских орлят в средней школе № 67, открытии комнаты боевой славы «Юные защитники Отечества» в гимназии № 7. Восемь раз они собирались на республиканские слеты — в Бресте, Гомеле, Гродно, Минске, детском лагере «Зубренок». При их участии были созданы телевизионные хроникально-документальные и художественные фильмы «Мальчишки-мальчишки», «Дети Брестской крепости», «Им не было и 16», «Отзовись, мое детство», «Парашюты на деревьях», «Дочь комбрига». Их воспоминания отражены в книгах «Орлята Великой Отечественной», «Рядом с отцами», «Пионеры-герои», «Увидеть Пруссию и умереть», «Последний из группы «Джек», «Детство, опаленное войной», «Маленькие солдаты большой войны» и другие.
И это была очень важная работа. Сейчас, к сожалению, слишком часто приходится слышать совершенно неадекватные размышления о Великой Отечественной войне, которые порождены полным незнанием истории своей страны или вкидываются по политическим мотивам, чтобы принизить значение подвига советского народа во Второй мировой. Может быть, это происходит еще и потому, что уже почти все ветераны ушли от нас навсегда и не могут сказать свое слово. Вот и самых молодых из них, орлят минувшей войны, осталось совсем немного…
На линии связи
С некоторыми из орлят я знаком и этим горжусь. Например, два года назад довелось побеседовать с Иваном Максимовичем Сокольчиком. Ему было 13, когда пришла война. Он вспоминает, что то лето начиналось хорошо. Его родная деревня Рыбаковщина стояла на маленькой речке, и был на ней мосток, с которого пацаны прыгали в воду. Навсегда запомнилось Ивану Максимовичу то довоенное ощущение радости жизни, свежести и яркого солнца, бьющего в глаза сквозь водяные брызги.
В начале июня 1941-го он с мальчишками однажды заявился на молодежную вечеринку. Школьная учительница заметила их: «А вы что здесь делаете?! А ну-ка по домам!» На вечеринку ему было рано. А вот на войну, как вскоре оказалось, в самый раз.
Когда немцы сожгли Рыбаковщину, ушел в партизаны. Воевал в бригаде «Буревестник», которой командовал Герой Советского Союза Михаил Мармулёв. По своему военному образованию комбриг был артиллеристом и высоко ценил роль связистов при корректировке артиллерийского огня. Вот и при организации засад он стремился к тому, чтобы впереди, возле места будущего боя, находился телефонист, обязанный своевременно предупреждать о появлении противника и его численности. Одним из таких связистов в «Буревестнике» стал Иван. Ему вручили трофейный аппарат полевой связи и дали в помощь двух таких же молодых парней, которые переносили катушки с проводами.
Особенно запомнился бой возле деревень Пырашево и Лоша.
— В том месте немцы заставили население вырубить лес вдоль дороги, опасаясь засад, — вспоминал бывший юный партизан. — К дороге мы шли всю ночь — 20 км в темноте, по снегу. Прибыли, вытащили на проезд срубленные деревья — устроили завал. Я залег с телефоном в укрытии, набросил на себя белую простыню, чтобы быть незаметным на снегу. Когда послышался шум машин, сообщил командиру. На связи был сам Мармулёв. Когда фашисты начали растаскивать завал, мы открыли огонь. Тогда погибли 90 немцев и полицаев. Кроме того, к нам попали ценные документы, в том числе план следующей карательной операции. В тот день оккупанты возвращались из-под Копыля. Их обоз был нагружен курами, гусями и прочим провиантом. Фашисты думали, что хорошо отдохнут после расправ над населением, но получилось не так, как они хотели.
Иван был одним из 50 тыс. народных мстителей, которые прошли победным маршем по освобожденному Минску. Ему было 17 лет.
После войны стал строителем, восстанавливал и строил нашу столицу. За выдающиеся производственные успехи бригадиру Ивану Сокольчику в 1966 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
— Я человек очень простой, — говорил он о себе.
Побольше бы нам таких простых людей. К сожалению, год назад Ивана Максимовича не стало…
Начальник штаба
Уже более 30 лет начальником штаба Батальона белорусских орлят является Василий Алексеевич Князев. В 1942-м фашисты убили его отца и мать.
Ему было 10 лет, когда он стал воспитанником отдельного отряда разминирования. В юном возрасте награжден медалями «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В мирные годы работал спортивным тренером, удостоен звания заслуженного тренера СССР, среди его воспитанников несколько олимпийских чемпионов. Когда на прошлой неделе я пришел к Василию Алексеевичу, он готовился к своему выступлению в СШ № 67, где 12 марта состоится встреча, посвященная 50-летию Батальона белорусских орлят.
— Если не подведет здоровье, придут все, — сказал ветеран и уточнил: — Нас осталось только шестеро.
Назовем тех, кто продолжает нести свою бессменную службу.
Геннадий Владимирович Юшкевич. В годы войны отважно сражался в армейской разведывательно-диверсионной группе «Джек», которая действовала в глубоком тылу врага. В мирные годы — офицер милиции.
Лев Семенович Шейнкман. Был воспитанником полка связи. Отличник народного образования БССР.
Ада Алексеевна Черкащенко. Бывшая юная партизанка. После войны она, жена офицера ПВО, исколесила с мужем и детьми весь Советский Союз, потом четверть века проработала в Минском ВИЗРУ.
Леонид Александрович Еремин. Юный подпольщик и партизан стал архитектором, по его проектам построены здания в Минске.
Александр Федорович Шершавин. Служил юнгой на флоте. Многие годы работал в тресте «Белэлектромонтаж». На этом предприятии прошел путь от прораба до директора завода электромонтажных изделий и заместителя управляющего трестом.
Их лишь шестеро, и все же…
Начальник штаба Князев поясняет:
— Даже когда останется только один из нас, он будет представлять всех орлят. И не только тех ребят, что значатся в списках батальона, но и тысячи воинов, не достигших призывного возраста, воевавших на фронтах и в партизанских отрядах.
Любимая песня Василия Алексеевича — «От героев былых времен». Слышали бы вы, как он ее поет!
Завтра, в день юбилея батальона, он снова исполнит ее на встрече с ровесниками того самого солдатика Васи, которым был когда-то.
Фото автора и из Интернета