Больше всего не «просрочки», а брака. Проверили качество продукции в одном из столичных магазинов
Может ли готовая продукция храниться при температуре +65 °C и как должно выглядеть свежее мясо? Корреспонденты агентства «Минск-Новости» вместе с врачом-гигиенистом городского центра гигиены и эпидемиологии Анной Новиковой проверили, тщательно ли за качеством товара следят в одном из минских магазинов.
Сперва общаемся с администрацией магазина. Узнаем, как именно следят за скоропортящейся продукцией.
– У нас есть отдельная группа сотрудников, которые один-два раза в месяц ездят и проверяют объекты торговой сети. Специалисты отслеживают, чтобы магазинами не реализовывалась испорченная продукция, сообщают, если срок годности каких-либо изделий подходит к концу, и т. д., – рассказывает заведующая торговым объектом Светлана Хиневич. – Кроме этого, за каждым отделом в магазине закреплен специалист, в обязанности которого входит своевременная утилизация испорченных товаров и образцов с браком по упаковке. Сотрудник проверяет сроки хранения абсолютно каждой единицы продукции в своем сегменте.
В случае если товар становится непригодным для употребления, проводится акт списания, после чего он утилизируется. А свежие, но нераспроданные продукты магазин возвращает поставщику. Однако происходит это крайне редко – за внушительный срок работы с минскими потребителями товароведы уже успели выявить, какие объемы продукции следует заказывать.
– Количество любого товара, конечно, регулируется покупательским спросом. Ящик черешни, например, учитывая, что это сезонная ягода, у нас может опустеть всего за час с открытия магазина. Также одной из самых оборотных групп товаров являются овощи и фрукты, – говорит С. Хиневич.
Если продукция все же раскупается не так активно, как предполагалось, всегда находятся потребители, готовые взять изделие с подходящим к концу сроком годности по сниженной стоимости. Такие предложения администрацией вводятся, чтобы избежать утилизации партии.
Именно поэтому, как отмечает заведующая магазином, больше всего в урну отправляется не «просрочки», а продуктов с браком по упаковке. К слову, про надорванные обертки, уточняю у С. Хиневич, обязан ли покупатель погасить стоимость товара, который случайно роняет в магазине. Ответ отрицательный, берем на вооружение.
А теперь приступим к проверке того, дают ли перечисленные С. Хиневич меры по контролю качества товара результат. Провести ревизию нам помогает человек, который точно знает в этом деле толк, – специалист городского центра гигиены и эпидемиологии, врач-гигиенист Анна Новикова.
Первой точкой нашего маршрута становится отдел овощей и фруктов. Специалист сразу отмечает, что оптимальный температурный режим хранения такого товара зависит от конкретного вида продукции. Но он в обязательном порядке должен быть указан на маркировке. Также там будет содержаться информация по срокам годности изделия и прописаны рекомендации от производителей, на которые необходимо ориентироваться как при выкладке, так и при выборе плодов.
– Часть продукции, как мы видим, хранится в холодильниках, где обеспечиваются оптимальные температурные режимы и влажность, – это помогает сохранять свежесть и определенные свойства фруктов и овощей, – отмечает А. Новикова. – Но к реализации предлагается и россыпь. Вот тут нужно быть осторожнее с ящиками: персонал магазина должен тщательно следить за их чистотой. Кроме этого, важно понимать, что хранение данной продукции недолговременно, поэтому переборка таких овощей и фруктов должна проводиться регулярно.
Кстати, смешивать партии, которые хранились в разных температурных режимах, нельзя от слова совсем. Отдельное внимание специалист советует уделять ягодам – продукция очень быстро портится. Необходимо ориентироваться по запаху, внешнему виду (повреждения недопустимы, как и наличие плесени) и окраске плодов (цвет должен быть насыщенным и равномерным).
– Не менее, чем ягоды, привередлива листовая зелень – покупателю нужно быть осторожнее и с ней, – отмечает А. Новикова. – Кстати, на некоторых упаковках с продуктом встречается информация о том, что товар полностью готов к употреблению. Однако мы рекомендуем промывать зелень после покупки дополнительно.
К слову, о загрязнениях: корнеплоды вроде моркови и картофеля должны храниться отдельно от других фруктов и овощей. В магазине, который инспектирует специалист, это условие соблюдено. Более того, ящики с картофелем здесь расположены не под светом ламп, как это часто бывает, а в более темном уголке. И это верный выбор, потому что свет может поспособствовать формированию в плодах такого вредного вещества, как солонин.
Качеством плодоовощной продукции магазина А. Новикова остается удовлетворена. Действительно, невооруженным глазом заметно, что помятых или подгнивших плодов в ящиках не наблюдается, а сами контейнеры выглядят чистыми и сухими.
– Вся продукция по внешнему виду приравнена к идеальной. Цвет красивый, насыщенный. Кроме этого, везде есть дополнительная информация для потребителя: страна происхождения, срок годности, дата упаковывания и т. д., – говорит А. Новикова.
– Что касается выкладки овощей и фруктов, у нас есть специальные планограммы, в которых прописаны правила размещения продукции. Составляются они, разумеется, с учетом сезона. Зимой, допустим, в приоритете цитрусовые – соответственно, их выкладка увеличена. Тот же принцип применяется и в отношении других товаров. К концу лета, например, значительное пространство будет отведено под арбузы и дыни, – делится заведующая магазином.
Переходим к консервации. Температура хранения таких баночек, по словам специалиста, может достигать +25 °C, сроки годности тоже внушительные: нередко несколько лет. Такими непривередливыми и «стойкими» продукты становятся благодаря методам производства: например, обработке высокими температурами, добавлению консервантов и т. д.
– После вскрытия консервов храниться они должны при температуре от +2 до +6 °C в условиях холодильника. Плюс ко всему – сроки годности значительно сокращаются: употребить в пищу нужно в течение нескольких дней – от 3 до 10 в зависимости от информации на маркировке, – отмечает А. Новикова.
Несколько баночек с совершенно разным наполнением (песто, вяленые томаты, горошек и т. д.) А. Новикова проверяет. По срокам годности все совпадает. Специалист уделяет внимание и температурным режимам хранения, а также интересуется тем, сколько градусов сейчас в торговом зале.
Шоколадные изделия, по словам специалиста, также могут храниться достаточно продолжительное время: от 9 месяцев до 2 лет. Собеседница берет несколько случайных плиток и обращает внимание на информацию от производителя.
– Хочу отметить, что просроченный молочный шоколад не только меняет вкус и текстуру, он также способен навредить человеку – в товаре могут развиться патогенные организмы. А это приведет к пищевому отравлению, – говорит А. Новикова.
Во время проверки кондитерских изделий обращаю внимание на наклейки со сроками годности. Интересуюсь у специалиста, доводилось ли ей сталкиваться с такими ситуациями, когда персонал магазина «продлял жизнь» каким-либо продуктам, перекрывая одну наклейку другой.
– На моей практике такое действительно было, но случалось подобное, опять же, лишь в небольших частных магазинах. К сетевым точкам в этом плане вопросов нет, – говорит А. Новикова.
Сугубое внимание мы уделяем отделу кулинарии. Сроки хранения готовой продукции крайне непродолжительны (исчисляются часами), поэтому за таким товаром нужен глаз да глаз. Визуально пища, по словам А. Новиковой, выглядит свежей, не заветренной. Узнаем у администрации торгового объекта о нюансах выкладки готовых изделий. Она осуществляется следующим образом: блок салатов, гарниров, затем мясной продукции.
Специалист просит у персонала магазина предоставить ей информацию для потребителя.
– В соответствии с установленными нормами, допускается хранение готовых изделий либо в холодильнике при температуре +2… +6 °C, либо при температуре до +65 °C в зоне мармитов, но лишь в течение трех часов, – сообщает заведующая магазином С. Хиневич.
Переходим к хлебобулочной продукции. Она, по мнению специалиста, оказывается полностью защищенной от потенциальных загрязнений. Каждое из изделий помещено в плетеную корзинку. Они, в свою очередь, находятся под витринами.
Далее специалист оценивает товары, представленные на рыбной, мясной витринах. Они собеседницу полностью устраивают.
– Цвет в норме. Неприятных запахов тоже не наблюдается, – говорит А. Новикова.
Проходимся по оставшимся отделам торгового объекта. Вопросов не возникает ни к молоку, ни к алкогольным напиткам, ни к сокам. Только среди замороженной продукции, которая продается на развес, находим местами почерневший картофель фри. Кусочки с дефектами рекомендуется из ящиков убирать. В любом случае, это единственная недоработка персонала.
Итого: специалиста продукция, реализуемая в данном магазине, полностью удовлетворила. Нормы раскладки соблюдены, ни одного просроченного продукта найти, к счастью, не удалось, по температурным режимам хранения также все в порядке. Сами торговые залы и холодильники в прекрасном состоянии – уборка, очевидно, проводится регулярно. Никаких посторонних неприятных запахов в помещении не присутствует.
Справедливости ради, отзывы о магазинах данной сети в интернете встречаются не всегда лестные. Например, одна из пользовательниц сетует на то, что в торговом объекте, расположенном на ул. Якубова, наблюдаются явные проблемы с наличием свежих фруктов и овощей. К слову, там же, по словам нескольких минчан, часто можно найти просроченную продукцию. Другой пользователь пишет, что в магазине на ул. Жилуновича также есть проблемы с качеством изделий. Сообщает, что как-то он купил в этом супермаркете торт с фруктами, на которых была плесень.
К слову, и на тот торговый объект, который мы посещали сегодня, минчанами оставлены отзывы о наличии «просрочки». Наша проверка эти заявления не подтверждает. Но мы всегда открыты к коммуникации, так что, если к магазинам данной сети у вас все-таки возникают вопросы, – пишите о них в наш Telegram-бот.
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
- Куриное филе и закатки: спросили у минчан, из чего состоит их базовая продуктовая корзина
- Травяные сборы, поздняя клюква и черная редька. Что еще продают на ярмарке возле Дворца спорта
- Зеркала и яркие плакаты. Что еще используют столичные магазины для привлечения покупателей
- Продается в каждом магазине. На «МОЖЕЛИТе» производят бюджетную альтернативу коллагену из соцсетей
- «Разрабатываем технику, не уступающую зарубежной» – НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства