Будущее — за электротранспортом. Каким он будет, и что сделает его доступным
В столице 9 июня проходит ежегодная акция — День электротранспорта. Выставка, организованная на площадке у Национальной библиотеки, соберет множество участников — как представителей промышленных предприятий, импортеров электромобилей и ученых, так и простых любителей прокатиться с ветерком. О перспективах развития электротранспорта в Беларуси узнал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Бренды и тренды
Популярность такого транспорта неуклонно растет. Об этом говорит не только число электробусов на улицах. Большой интерес фиксируют среди рядовых автовладельцев, ведь электротранспорт — это и удобство, и экология, и, как подчеркивают специалисты, другое качество движения. Руководитель предприятия «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский рассказывает:
— Первые электромобили китайского производства мы завезли два года назад, чтобы приобрести опыт их использования, показать покупателю. По отзывам пользователей, автомобиль эксплуатируется успешно.
Согласно данным Международного энергетического агентства, в 2022-м в мире продали более 10 млн электромобилей, что на 55 % больше, чем годом ранее. Содействует росту общемировая тенденция к декарбонизации. Крупные концерны сокращают производство авто с двигателями внутреннего сгорания. Существенным фактором стал и рост цен на топливо. Как следствие, общее количество электромобилей в мире превысило 26 млн единиц. По прогнозам, в 2023-м сохранится положительная динамика: ожидается, что продажи вырастут еще на 35 %. Не обошли общемировые тенденции и Беларусь.
— На дорогах страны заметно увеличилось число электромобилей, — констатирует заместитель министра энергетики Денис Мороз. — Такому во многом содействуют стимулирующие меры: льготы, сеть зарядных станций. Последних уже около 700. По этому показателю Беларусь занимает лидирующие позиции в СНГ.
Раскинем сети
Как отмечает заместитель гендиректора по строительству и общим вопросам «Белоруснефти» Андрей Котик, в этом году тренд к расширению присутствия электромобилей будет ощущаться на наших дорогах еще сильнее:
— Это наиболее заметно по коммерческому транспорту. Появляется очень много электроавто в такси, каршеринге, коммерческих перевозках. Возникают и новые операторы зарядных инфраструктур.
Объем потребления электроэнергии зарядными станциями для электротранспорта только за минувший год вырос более чем на треть. Уже на 16 станциях можно зарядить китайские электромобили: их оснастили китайским разъемом по стандарту GBT. К концу 2023-го таких станций будет уже около 200, или без малого треть от всей зарядной емкости. Еще один важный момент — недавний запуск первой супербыстрой зарядной станции. До 2025 года такие комплексы появятся во всех областных городах и на трассе М1. А до конца 2030-го их, как ожидается, станет 85.
Бурное развитие не остается незамеченным и за рубежом. На недавнем международном экологическом конкурсе «Зеленая Евразия» зарядную инфраструктуру Беларуси признали лучшей среди стран ЕАЭС.
— Наиболее выделяющимся проектом стал наш супербыстрый зарядный комплекс, — детализирует А. Котик. — Именно на нем мы реализовали все современные тренды в технологии электромобилей. Это и система накопления электрической энергии, и пантограф для рейсового электробуса. Есть возможность для электрокара зарядиться на 300 км за 10 минут!
Цена вопроса
Емкость белорусского рынка легковых автомобилей оценивается в 50 тысяч машин в год. Геннадий Свидерский акцентирует: 20–25 % в этом объеме запросто займут электромобили при условии, что их цена будет ниже 10 тысяч долларов в эквиваленте. Ключевым направлением развития становится обеспечение рынка недорогими, но вместе с тем надежными авто.
Вместе с Академией наук предприятие работает над созданием отечественного электромобиля. В НАН уже передали образец одной из самых популярных моделей для проработки вопроса о возможности создания на его базе электромобиля.
— Это непростая задача, — констатирует Г. Свидерский. — Но я убежден: если напряженно работать, будут положительные результаты. Мы должны найти способ получить продукт мирового уровня по конкурентоспособной цене.
Компоненты для электротранспорта в Беларуси уже создают, отмечает первый заместитель председателя Президиума НАН Сергей Чижик:
— Силовые двигатели производит в достаточном количестве по мере потребности «Могилевлифтмаш», управляющей электроникой занимается витебский завод «Измеритель». У Академии наук три предприятия, где компонуют аккумуляторные системы. Однако важно быть готовыми к замене лития. Мы видим более перспективное направление — натрий-ионные батареи. Уже делаем опытные образцы в лабораторных условиях, проводим испытания. Работа длительная. Если все сложится удачно, будем с кем-то объединяться и искать инвестиции.
К слову, в Китае уже к концу этого года должен появиться электромобиль с натрий-ионными накопителями.
Тем временем
В Жодино и Шклове решили перевести на электричество весь городской общественный транспорт. Причем в обозримые сроки — до конца 2026-го. Как отметил Денис Мороз, есть соответствующее поручение правительства. На Минэнерго возложена задача провести реконструкцию электросетей, чтобы обеспечить необходимые для зарядных станций мощности.
***
На выставке в День электротранспорта представлены новинки отечественной техники — первый электробус Volat Минского завода колесных тягачей, перронный электробус МАЗ, многофункциональный городской электрогрузовик от НАН, новая модель электропогрузчика «АМКОДОР». Посетителей приглашают на интерактивные площадки, их ждут конкурсы и розыгрыши, а также тест-драйвы электромобилей и выступления моноколесистов. Изюминка развлекательной программы — представление с участием известного силача Кирилла Шимко, который сдвинет с места многотонный троллейбус c пассажирами.
Организаторы — Минэнерго и «Белоруснефть» при поддержке Мингорисполкома.