Чем известен самый молодой генерал Советской армии, и почему смерть обходила его стороной
Чем прославился Иван Черняховский — самый молодой генерал армии и командующий фронтом, освобождавшим столицу, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Умирать не страшно
18 февраля 1945 года. Восточная Пруссия. Юго-западнее города Мельзака (ныне Пененжно, Польша) в сторону фронта по дороге мчались две штабные машины — «Эмка» и открытый «Виллис». Автомобили огибали воронки от бомб. Впереди появилась советская танковая колонна. «Эмка» с «Виллисом» взяли левее, обгоняя бронемашины. Сигналы клаксонов легковушек таяли в реве моторов. В войска с инспекцией перед наступлением ехал 37-летний командующий 3-м Белорусским фронтом Иван Черняховский. Судачили, будто он заговоренный. Он и сам в это верил, не пытался укрыться во время обстрелов. По-мальчишески думал, что, если не страшиться смерти, она обойдет стороной.
Родился будущий военачальник в 1907-м в селе Оксанино Уманского уезда Киевской губернии в многодетной семье. Отец с Первой мировой вернулся контуженным. Чета переехала в деревню Вербово Подольской губернии. Глава семейства работал кучером у помещика и повторял детям: «Только учеба спасет вас от участи холопов».
В 1919 г. после начала Гражданской войны многие населенные пункты охватил не только голод, но и эпидемия сыпного тифа, от которого скончались оба родителя. Уходя из жизни, мать сказала Ване: «Нечего смерти бояться — жизнь порой бывает страшнее!» Мальчишка запомнил. Дети остались сиротами. Нескольких братьев, включая Ивана, приютил друг отца машинист Тишковский. Черняховскому пришлось уйти из 6-го класса школы. Днями подросток пас коров за краюху хлеба, половину которой отдавал учителю, занимавшемуся с ним в частном порядке по вечерам.
В ту пору в лесах мальчишки находили немало оружия, оставленного после боев. У некоторых местных беспризорников имелись личные обрезы. Черняховский не стал исключением.
Однажды распространился слух, что через их село должен пройти польский эскадрон. Вооруженные подростки засели в кювете и открыли огонь по конникам. Кавалеристы решили, что попали в армейскую засаду противника, развернулись и ускакали. Сорванцы остались в восторге, сумев напугать неприятеля.
С 1920-го будущий командарм трудился подручным слесаря, разнорабочим на цементном заводе. Однако самообразование не бросал. В 1921 году экстерном сдал экзамены по курсу средней школы. Стал лидером местной комсомольской ячейки, которая участвовала в разгроме антисоветских формирований в лесах. За героизм юношу в 15 лет наградили именным маузером. Суровые времена…
Врагов больше, чем друзей
В 1924-м Черняховский поступил в Одесскую пехотную школу. Приехав в Вербово на побывку, он познакомился с киевлянкой Анастасией Добрянской, которая гостила у родных. У молодых людей завязались отношения. Курсант перевелся в Киевскую артиллерийскую школу. Юноша и девушка поженились, а в 1929-м в семье родилась дочь Неонила, в 1937-м — сын Олег.
В 1920-е в РККА насчитывалось всего около 100 танков, оставшихся в качестве трофеев после череды войн. К концу первой пятилетки (1932) бронемашин имелось уже более тысячи. В армии многие понимали: если впереди возможны боевые столкновения, то это будет война моторов. Черняховский поступил в Военную академию механизации и моторизации РККА. Там некто сочинил донос, будто отец Ивана — помещик. Будущего генерала едва не исключили без всяких разбирательств. Помогла сестра Ленина, Мария Ульянова. Она вникла в дело как один из руководителей Рабоче-крестьянской инспекции. Курсант завершил учебу в 1936 году, получив звание старшего лейтенанта. А уже в 1938-м командовал 9-м танковым полком в Белорусском военном округе. Его часть находилась под Гомелем.
Несмотря на то, что армия была призванием Ивана, он не стал догматичным солдафоном. Черняховский обожал творчество, играл на мандолине, гитаре, сочинял песни. Имел болезненную страсть к чистоте и порядку.
С 1940 года молодой офицер командовал рядом танковых дивизий в Прибалтике. Завистников у него было больше, чем друзей. На 33-летнего комдива писали доносы. Но 1937-й он проскочил. 17 июня 1941 года Черняховский с вверенными ему войсками направился на маневры.
Досужие домыслы
После начала войны супруге Черняховского с детьми удалось подсесть в кузов грузовика, направлявшегося на восток. Месяц она ничего не знала о судьбе мужа. Его дивизия под Шяуляем вела оборонительные бои. Когда другие бежали, Ивану Даниловичу удавалось переходить в контратаки. Под Новгородом дивизия Черняховского остановила продвижение фашистов на несколько недель.
Уже в мае 1942 года 35-летний военный получил звание генерал-майора. Командовал 18-м танковым корпусом на Воронежском фронте. Там у него случился конфликт с командующим фронтом генералом Филиппом Голиковым. Черняховский поступал по собственному разумению, часто вопреки приказам непосредственного начальника. Считал, что тот принимает решения без должной аналитики реального положения. Голиков грозил ему отстранением и трибуналом. Однако самостоятельные действия Ивана Даниловича оказывались более точными и эффективными. Несмотря на это, Филипп Иванович не успокоился и написал докладную Сталину. За молодого генерала вступился начальник Генштаба Василевский. Он рассказал вождю о том, что комкор Черняховский оценил ситуацию лучше командующего фронтом и успешно руководил действиями войск под Воронежом. В результате Голикова перевели с понижением в должности.
В ходе зимнего наступления 1942-1943 гг. 60-я армия, которую возглавил Черняховский, на 300 км продвинулась в тыл противника, нанесла фланговый удар, сыграла решающую роль в освобождении Курска. Затем его войска планомерно освобождали украинские города, форсировали Днепр, за что Иван Данилович был удостоен звания Героя Советского Союза. Еще одну медаль «Золотая Звезда» он получил в июле 1944-го за Белорусскую операцию в целом и за освобождение Минска в частности, за окружение немецких войск под Витебском и западнее столицы БССР.
Даже командуя 3-м Белорусским фронтом с 12 апреля 1944 года, Черняховский постоянно бывал на передовой, рисковал и не боялся пуль. Мог в белом тулупе в осеннюю пасмурную погоду мелькать в зонах обстрела, становясь мишенью для врага.
18 февраля 1945 года позади открытого «Виллиса», в котором ехал Иван Данилович, упал шальной немецкий снаряд дальнобойного орудия. Крупный осколок пробил корпус машины и ранил генерала в верхнюю часть спины. Он склонился к стеклу и несколько раз повторил: «Ранен, умираю». Его успели доставить в госпиталь живым, но спасти не смогли.
Ходило много слухов об обстоятельствах его гибели. Одни говорили, что это была операция Армии Крайовой, другие — что без пяти минут маршала Черняховского убили из чувства мести. Гуляют в Интернете и иные, совсем уж невероятные версии. Но досужие домыслы не имеют документального подтверждения в открытых источниках.
Еще материалы рубрики:
«Горбатова могила исправит». Принципиальный генерал, который освобождал Беларусь
Путь от рабочего до танкиста. Как белорусский мальчик из села стал Героем Советского Союза
Даже став генералом, комкор кавалеристов Исса Плиев периодически седлал коня и первым мчал в бой
Умер на допросе в Бутырке. История разведчика-самородка, уроженца Минска Якова Серебрянского