ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Что послужило причиной создания фильма «В трудный час» и написания песни «Баллада о солдате»
В послевоенные десятилетия и даже после начала хрущевской оттепели фильмы и литература о первом годе Великой Отечественной не особо приветствовались цензорами. Ведь вначале у Красной армии было больше поражений, чем побед. Тем не менее в 1961 году вышла картина «В трудный час», события в которой происходят именно осенью 1941-го. В ней звучит песня «Баллада о солдате». Что подвигло начальство инициировать создание ленты и военного шлягера — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Тайные мотивы
Дед будущего литератора Евгения Габриловича до революции владел в Минске сетью аптек. А по произведениям молодого писателя в 1930-е уже снимали кино. После начала Великой Отечественной по его сценариям вышли картины, ставшие знаменитыми. Самая известная — «Два бойца» (1943).
С 1941 года Евгений Иосифович служил спецкором газеты «Красная звезда». Осенью в трудные для Москвы месяцы выезжал в пригород, делал репортажи о строительстве оборонительных сооружений, о прибытии частей из Сибири для защиты столицы. Там он заметил расторопного сержанта лет сорока. В общей столовой тот сидел с крепкой молодой девушкой, которая явно симпатизировала бойцу. Габриловичу показалось, что этот сержант — обобщенный образ советского солдата. В 1942 году он написал повесть «Под Москвой», одним из героев сделал того самого незнакомца, дав ему фамилию Кройков. Некоторые ее главы опубликовали в литературных журналах и благополучно забыли о произведении, так как в нем упоминается не самый победоносный период войны.
В феврале 1956 года состоялся ХХ съезд КПСС, где Хрущёв сделал доклад о разоблачении культа личности Сталина. Событие стало несомненным благом для миллионов. С оболганных сорвали ярлык врагов народа. Люди вернулись к жизни без страха репрессий. Все это позитивно повлияло на настроения в стране в целом. В то же время данные перемены привели к глубочайшему кризису в международном коммунистическом движении. Никита Сергеевич целился в покойного вождя, а попал в саму идею устройства социалистических государств. В ряде стран Восточной Европы, попавших в советскую зону влияния после войны, прошли антикоммунистические выступления. Нужно было как-то реабилитировать строй в целом. Это решили делать, в том числе с помощью кино. Уже в 1957 году по сценарию Габриловича вышла лента «Коммунист». Евгений Урбанский сыграл чистого душой, сильного от природы большевика.
Вслед за этим по своей повести «Под Москвой» писатель создал сценарий картины «В трудный час». В нем плотник из Сибири Кузьма Кройков, будучи мобилизованным в 1941-м, встречает рядом со столицей Варвару Окнову, студентку архитектурного института, направленную на строительство укреплений. Между ними вспыхивают чувства. Фронтовой влюбленности не суждено продолжиться. Пройдя спецкурсы, девушка в составе диверсионной группы отправляется в немецкий тыл, где погибает.
Без специфических диалогов не обошлось, так как одна из задач фильма — благообразно представить партию. Варвара не верит в большое партийное прошлое Кузьмы, а он отвечает: «А что, коммунист должен только в лаковых сапогах ходить? Генералом должен быть? А я простой партийный солдат».
Правда, сделав, что должен по поручению идеологов, Габрилович возвращается к основной линии фильма. Он, скорее, про тяжкий труд войны. Дождь, грязь окопов, слякоть, снег, мороз, танковые атаки, бомбежки — и все это должен переломить русский солдат в своей тонкой шинельке. Именно такие, без всяких заградотрядов, политруков и особистов, победили фашистов.
Для молодого актера МХАТа Владимира Кашпура роль Кройкова, стала первой главной в кино. Потом он много снимался, играя разных персонажей от офицеров и прорабов до жуликов.
Светлана Харитонова, исполнившая роль Варвары, тоже имела немало картин в своей фильмографии. Но ключевую героиню ей посчастливилось воплотить на экране только в этом кино.
На своем опыте
Приглашенный в качестве композитора Василий Соловьев-Седой, почитав сценарий, понял, что в фильме должна звучать только одна эпическая мелодия. Лейтмотивом по всему повествованию без слов, а в финале — с текстом. Он представил себе мерные солдатские шаги. А ведь во все века они были одинаковы. Кроткий мужичок из глубинки всегда костьми ложился, но не давал врагу до конца пройти дорогами Отечества. Как казалось музыканту, возраст бойца не важен. Солдат может быть старше или совсем юным, как Алёша Скворцов из вышедшего в 1959 году фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате». Ею маэстро вдохновился, поэтому песню так и назвали. Кроме музыки он написал и ориентировочный подстрочник, то, как он себе представлял текст.
Это не понравилось поэту Михаилу Матусовскому. Он утверждал, что в первый и в последний раз писал стихи на готовую музыку, да еще и с подтекстовками. Но каждая музыкальная фраза подсказывала соответствующие глаголы: шел, пел, бил. В общем, форму стиха продиктовала музыка:
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат,
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.
Но это были совсем не марш и не баллада. А история о бесконечном пути, грозовых ночах, словно приросшем к плечу автомате. Ежедневная военная проза жизни.
Кстати, Матусовский тоже в качестве спецкора «Красной звезды» прошел всю войну. Поэтому в строчках живые детали, а не условно застывшие в мраморе, чем грешили некоторые поэты.
В кино за кадром мы слышим вокал Эдуарда Хиля. Исполнял военный шлягер и Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии имени А. В. Александрова.

Эдуард Хиль
В конце 1960-х и в 1970-е вновь старались реже вспоминать о первом годе войны, о неудачах. Поэтому фильм почти не демонстрировали по телевидению.
Еще материалы рубрики:
ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как фольклорная версия песни «Огонек» стала популярнее оригинала
ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как «Марш артиллеристов» стал гимном Победы за полгода до взятия Берлина