Что слабому кризис, то сильному успех. Надежда Лазаревич рассказала о текущем моменте в экономике и точках роста
Недавно состоялось заседание Минского городского исполнительного комитета с участием председателя Совета Республики Национального собрания Натальи Кочановой. На встрече, куда также были приглашены руководители некоторых министерств, рассматривались вопросы социально-экономического развития белорусской столицы за пять первых месяцев нынешнего года. Поскольку в условиях санкционного давления на нашу страну все связанное с экономикой представляется мегаинтересным, корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с заместителем председателя Мингорисполкома Надеждой Лазаревич.
— Надежда Анатольевна, каковы общие итоги развития столицы, какие цифры звучали на совещании?
— Учитывая, что против Беларуси развязана настоящая гибридная война, включая беспрецедентные экономические санкции в отношении субъектов хозяйствования, Минск сработал неплохо. Да, два целевых показателя социально-экономического развития не выполнены. Это валовой региональный продукт и инвестиции в основной капитал. Но, рассматривая ситуацию в целом, всегда следует вычленять главное. В январе — мае в финансовых показателях организаций столицы наблюдалась положительная динамика. Думаю, для читателей это будет лучшей новостью, так как от успешной работы предприятий в первую очередь зависит размер оплаты труда. А по итогам января — мая номинальные начисленные среднемесячные заработки минчан составили 2 287 рублей, с темпом роста 100,9 %. В том числе за май — 2 196,7 рубля с темпом роста 115 %.
При этом выручка от реализации товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах выросла на 11,9 %, прибыль от их реализации — на 3,9 %, чистая прибыль — на 0,9 %, рентабельность продаж составила 8,5 %. Заострю внимание на последнем показателе. По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, рентабельность продаж выросла примерно на 2 процентных пункта, и сегодня в Минске она выше, чем в среднем по стране. Это прямой результат мер, принимаемых Мингорисполкомом по макроэкономической стабилизации.
Время — дорого
— И наверняка есть куда двигаться дальше?
— Совершенно верно. Время — дорого. Именно поэтому нынешнее совещание проводилось по итогам пяти первых месяцев года, а не по результатам полугодия. Отмечу, что ему предшествовала большая аналитическая составляющая, когда мы искали и находили возможные точки роста. Некоторые субъекты хозяйствования могли и могут работать лучше. Где-то недобирает директорат или менеджмент предприятия, где-то не в полной мере обеспечивается контроль со стороны министерств и ведомств. По этой причине на совещании присутствовали руководители всех профильных министерств, чьи предприятия и подчиненные организации не сработали на должном уровне. И по тем субъектам хозяйствования, на которые следует обратить внимание, прошлись с полной детализацией их показателей. Изложили и наше видение имеющихся проблем, пути их преодоления. К слову, сроки для реализации выделенных на совещании задач поставлены совсем небольшие. Следующая встреча такого уровня пройдет по итогам девяти месяцев года.
Например, «Камволь» согласно Указу Президента от 14.11.2013 № 510 должен выйти на выпуск 4,2 млн погонных метров тканей в год. При этом на предприятии наметился рост складских остатков. Возникает закономерный вопрос: как руководитель намерен действовать дальше? Поручение Главы государства об увеличении объемов производства никто не отменял, но не работать же на склад! Требуется реализация, свои предложения мы высказали, поэтому по итогам девяти месяцев вернемся к разговору.
— То есть речь может идти о ручном управлении экономикой отдельно взятого предприятия?
— С одной существенной оговоркой. Органы управления намерены не просто требовать выполнения доведенных прогнозных показателей, но оказывать любое, в том числе административное содействие. Я сейчас не только о «Камволе». Если руководитель предприятия заявляет, что для освоения новых рынков сбыта продукции ему нужны контакты за рубежом и переговоры уровнем выше, чем позволяет его должность, мы всегда прислушаемся.
— Все ли директора предприятий, поднимаясь на трибуну, чувствовали себя в своей тарелке?
— Приведу убедительное, наполненное конкретикой выступление руководителя Минского автомобильного завода. Да, у него были проседания по рентабельности и чистой прибыли, имелся небольшой рост складских остатков. Хотя последнее связано с тем, что собирали машинокомплекты и добирали определенные узлы. Но по итогам первого полугодия МАЗ выходит на рентабельную работу, а на снижение складских остатков — по итогам девяти месяцев. То есть присутствуют четкая позиция руководителя и понимание рисков, на которые он идет, чтобы загрузить предприятие, получить портфель заказов.
Повторю: готовясь к совещанию, мы прошлись по всем показателям работы предприятий и организаций столицы, буквально залезли внутрь, изучая, из чего они состоят.
Трудности с сырьем и новая ниша экспорта
— На совещании ситуация в экономике разбиралась по всем направлениям, по каждой позиции?
— Все верно. Например, в структуре валового регионального продукта значительное место занимает оптовая и розничная торговля. И мы видим, что в разрезе перерабатывающей промышленности произошел существенный прирост розничного оборота по таким товарным группам, как цемент, телевизоры, мясо, сыры, алкоголь, яйца, макаронные изделия, мука и другие. Понятно, что в белорусском экспорте есть куда более маржинальные и объемные доходы, я имею в виду нефтепереработку и калийные удобрения. Но сегодня они под санкциями, а там, где сегодня есть ниши, мы продаем. Все это обсуждалось, разбиралось, очень четкий посыл присутствующим дала председатель Совета Республики Наталья Кочанова. Сегодня за нашу страну никто ничего решать не будет. Пора принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность, обеспечить железные дисциплину и исполнительность.
Это слабому кризис и санкции создают проблемы, сильному они открывают возможности. Сегодня многие субъекты хозяйствования, порой не ожидая даже от себя, находят новые товарные ниши. Например, в Беларуси производится много средств индивидуальной гигиены. Оборудование установлено, как правило, европейское, поэтому и целлюлоза как сырье для выпуска закупалась в Финляндии, во всяком случае на это ориентировали производители станков. Но вмешались… нет, не санкции, а забастовка финских контрагентов — они не работают уже с прошлого декабря. Казалось бы, ситуация безвыходная, в Беларуси целлюлозу с заданными качественными характеристиками не выпускают. Мы проводили встречи с бизнесом, работающим в области средств гигиены. И они в один голос: срочно нужно сырье, иначе всё, катастрофа, погибнем. Что делать? Вышли на правительство страны и концерн «Беллесбумпром». И что вы думаете? В течение месяца разработана и выпущена первая партия необходимой целлюлозы, сейчас белорусские производители средств гигиены загружены сырьем полностью. Скажу больше, поставки целлюлозы начаты в Россию. У них ведь тоже возникла аналогичная проблема, но мы в ней сориентировались первыми, закрыли нишу. А теперь представьте: имели бы мы новую статью экспорта, если бы у бизнеса не начались трудности с сырьем?
— Пару лет назад просто не было необходимости в отечественных разработках.
— Согласна. Но, оказывается, вместе мы можем все, в том числе обеспечить финское качество, затратив на выпуск всего лишь месяц. Пусть пришлось поработать и в третью смену, и выйти в выходной. Главное, получен результат.
Штаб уполномочен заявить
— Но и сам бизнес способен расширить свое присутствие на внутреннем рынке, если речь идет об импортозамещении.
— При Мингорисполкоме создан оперативно-ситуационный штаб для насыщения потребительского рынка в условиях санкций. И для решения точечных проблемных вопросов проведены уже 53 встречи с малым и средним бизнесом. Члены штаба каждую неделю посещают какое-либо из предприятий всех форм собственности. Только на селекторном совещании у премьер-министра наш штаб внес 12 предложений по стабилизации ситуации в экономике. В их основе — наработки, сделанные при посещении предприятий. В оперативно-ситуационный штаб при Совмине нами внесено 37 предложений.
Замечу, навязанная Беларуси гибридная война требует и мгновенных сроков принятия управленческих решений, как по законам военного времени. Мы встречаемся с руководителями бизнеса, государственных предприятий, выносим их проблемы в штаб, после чего решения принимаются в течение 48 часов. На встречах с предпринимателями я не устаю повторять, что республиканские и местные органы управления максимально заинтересованы в реализации их деловых инициатив. Самый простой вариант — обратиться в отдел экономики администрации района, в котором проживаете. Финансовая поддержка ваших стартапов также найдется. Но пока мы не можем даже разгрузить инвестиционные фонды. Деньги выделены, но до конца не освоены. Выясняется, что кто-то не знал, не сориентировался, не успел. О максимальном вовлечении бизнеса в кооперационные связи с крупными промышленными предприятиями также шла речь на совещании. Такие связи — драйвер современной экономики.